Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
МВД России предупредило пенсионеров о возможном мошенничестве перед 9 Мая
Мир
МИД Китая отреагировал на обвинения в шпионаже со стороны Германии
Общество
Шойгу предупредил о последствиях ударов ВСУ по Запорожской АЭС
Мир
МИД назвал слова Пелоси о протестующих в США уничижительным отношением к демократии
Армия
ВС РФ ударили по украинскому эшелону в районе Удачного в ДНР
Политика
Уровень доверия россиян Путину составил почти 80%
Интернет и технологии
В «Единой России» сообщили о масштабных кибератаках на свои ресурсы
Экономика
В ФАС призвали скорректировать ценообразование на авиабилеты
Политика
Военный эксперт указал на желание США снять с себя ответственность за провал ВСУ
Мир
Шойгу сообщил об ожидании ШОС скорого присоединения к ней Белоруссии
Общество
В ГД внесли проект о возможности продления майских праздников по решению жителей
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Общество
Сторона защиты попросила отменить экс-замминистра обороны Иванову арест
Общество
Матвиенко увидела предпосылки для «демографической весны» в России
Экономика
Аналитик указал на заинтересованность ЕС в больших объемах СПГ из РФ
Общество
В России утвердят пятилетнюю программу развития дорог в новых регионах до мая

Следователи СКР потеряли Виталия Бунтова

Известный осужденный, обвинивший тюремщиков в пытках, чье дело находится на особом контроле в Евросуде, исчез из колонии
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Виталий Бунтов, один из самых известных российских осужденных, чье дело находится на особом контроле в Европейском суде по правам человека, пропал на этапе из Тульской области. Об этом «Известиям» сообщила его жена Ирина.

В СКР по Тульской области подтвердили, что не знают, где сейчас находится Бунтов, хотя он первый и пока единственный из осужденных в России взят под госзащиту, как потерпевший сразу по двум уголовным делам. В обоих делах в качестве второй стороны проходят многие сотрудники Тульского УФСИНа. В самом ФСИН ответить на вопрос, куда исчез Бунтов, не смогли, в Тульском управлении официальных комментариев получить тоже не удалось.

Дело Бунтова хорошо известно в Страсбурге. Виталий Бунтов, осужденный за убийство на 25 лет, утверждал, что его зверски пытали в одной из Тульских колоний и даже выдирали пассатижами ногти за то, что он отказался сотрудничать с администрацией ИК-1.

Уголовное дело по фактам пыток не возбуждали два года — ему дали ход только после того, как в судьбу осужденного вмешался ЕСПЧ, куда Бунтов обратился с жалобой. Его право на эффективное расследование было признано нарушенным, Россию оштрафовали на €45 тыс., 5 сентября этого года решение Евросуда по делу Бунтова вступает в законную силу.

Накануне вынесения решения в ЕСПЧ Бунтова снова избили в колонии — на этот раз уголовное дело было возбуждено, а самого осужденного первым в Россию взяли под госзащиту.

Но на этом злоключения Бунтова, похоже, не закончились.

— Муж позвонил мне и сказал, что его везут по этапу в Соликамск, в колонию «Белый лебедь» для пожизненно осужденных, — рассказывает Ирина Бунтова. — Виталий действительно просил, чтобы его перевели в другой регион в пределах ЦФО, где он прописан и проживает его семья, но ФСИН, не поставив никого в известность, отправила его в Пермский край, а может куда-нибудь в другое место — никто ничего толком не знает или нам просто этого не говорят. Пока же точно известно, что в Тульской области, где Виталий отбывал наказание, его сейчас нет.

Во ФСИН «Известиям» не смогли ответить, куда делся осужденный Виталий Бунтов и в каком регионе он теперь будет отбывать наказание. В ответе на официальный запрос лишь пояснили, что «решение о переводе в другое исправительное учреждение принято в связи с обращением родственников к руководству ФСИН с просьбой обеспечить его личную безопасность».

По словам Ирины Бунтовой, она будет обжаловать в суде решение ФСИН, поскольку по закону осужденного должны оставлять в регионе по месту проживания или нахождения его семьи — чтобы не разрушались социальные связи.

Адвокат Бунтова по уголовным делам Андрей Столбунов говорит, что ситуация с его подзащитным наглядно демонстрирует, что на сегодняшний день не существует по настоящему эффективной системы защиты потерпевших и свидетелей, которые по приговору суда находятся на территории ответственности ФСИН России и, к тому же, требуют защиты от этой же системы.

— Даже законодательных механизмов, по факту, нет, — констатирует Столбунов. — В списке должностных лиц, обвиняемых Бунтовым, три начальника колонии (все они выходцы из Тульской ИК-1) и один начальник регионального УФСИНа (бывший начальник ИК-1). В этом ИК-1, собственно, Виталия и пытали. И это только по одному уголовному делу. А ведь есть еще и второе.

Столбунов не сомневается, что Бунтова просто убирают подальше от следствия и от Москвы, поскольку — в связи с решением европейских судей — он неугоден всей системе ФСИН.

— У нас еще много следственных действий по делам Бунтова и, конечно, нам нужно будет его опрашивать, устраивать очные ставки и т.п., — сообщили «Известиям» в СУ СКР по Тульской области. — Нас только поставили в известность, что Бунтова переведут в другой субъект РФ, но даже не сообщили куда конкретно. С потерпевшим, который находится в месте лишения свободы, и так нелегко работать, а если его и еще отправляют в другой конец страны — мягко говоря, это не облегчает расследование.

Колония «Белый лебедь» считается одной из самых жестких зон в России. Во времена сталинских репрессий в ней содержались только политзаключенные. Всесоюзную известность колония приобрела в 1980 году, когда здесь было открыто знаменитое ЕПКТ (единое помещение камерного типа) для перевоспитания воров в законе. Оперативники и надзиратели с контингентом особо не церемонились и применяли жесточайшие пытки. За время существования ЕПКТ 130 воров в законе отказались от «королевского» статуса. Для многих «законников» отсидка в Соликамске становилась лебединой песней.

Всего же через эту зону прошли 4,5 тыс. осужденных. Сейчас тюремный бренд «Белый лебедь» делят между собой две соликамские зоны, расположенные по соседству, — это колония строгого режима № 1 на 1730 мест и колония для пожизненно осужденных на 510.

Владимир Осечкин, руководитель проекта Gulagu.net, считает, что экстренное этапирование Виталия Бунтова в «Белый лебедь» в Соликамске — яркий пример репрессии в отношении заключенного за попытку отстаивать свои права и обжаловать незаконные действия администрации.

— Для власти это образчик того, как отдельные лица из ФСИН создают образ неправового государства, повышают уровень напряженности в обществе и дискредитируют саму власть, — говорит Осечкин.

По его мнению, вся эта история — позор для России и повод к проигрышу еще одного дела в Евросуде.

Комментарии
Прямой эфир