Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Путин отметил высокий уровень отношений России и ЮАР
Армия
Средства ПВО сбили два украинских беспилотника над Крымом
Мир
Трамп потребовал бесплатного прохода через Панамский канал для кораблей США
Мир
В Иране объявлен трехдневный траур после взрыва в порту
Армия
Бойцы Росгвардии уничтожили станцию связи ВСУ в Харьковской области
Мир
В США сообщили о неуверенности шефа Пентагона на фоне скандала с утечками данных
Мир
Во Франции сообщили о признании России владельцем церкви и кладбища в Ницце
Мир
В Швейцарии заявили о желании чиновников ЕС отставки фон дер Ляйен
Мир
Карни указал на предательство Трампа из-за торговой войны против Канады
Мир
WSJ сообщила об оценке госслужащих в США по их приверженности политике Трампа
Общество
Депутат Харченко предложила сделать 26 апреля датой освобождения Курской области от ВСУ
Мир
Карни выразил соболезнования семьям жертв трагедии на фестивале в Ванкувере
Спорт
Хачанов вышел в третий круг «Мастерса» в Мадриде после победы над Опелку
Мир
В МИД России усомнились в искренности нового посла Франции
Мир
Международная акция «Сад памяти» прошла в австралийском Сиднее
Общество
Вильфанд спрогнозировал похолодание на всей территории России в начале мая
Мир
Письмо выжившего пассажира «Титаника» продали почти за $400 тыс.

Глупость или предательство — уже неважно

Писатель Дмитрий Дробницкий — о том, как можно остановить развивающийся околорелигиозный конфликт
38
Выделить главное
Вкл
Выкл

Когда ставится дилемма «глупость или предательство», то подразумеваются по меньшей мере две вещи. Во-первых, мы имеем дело с плачевным результатом, к которому в равной степени могло привести как намеренное злодеяние, так и банальная некомпетентность. Во-вторых, предполагается, что причины, приведшие к плачевным результатам, можно проанализировать и прийти к определенным выводам, пусть даже и глупость, и предательство будут в них присутствовать в диалектическом единстве.

Еще недавно смысл в таком разборе полетов был.

Однако после того, как на месте двойного убийства в Казани была обнаружена надпись Free Pussy Riot, а в Санкт-Петербурге на лицо убитого была положена икона, разбираться, по сути дела, уже незачем, да и не получится. Кровь пролилась, та самая первая кровь, которая очень редко в подобного рода историях бывает последней (хотя будем надеяться именно на тот самый редкий случай). Какими бы ни были реальные обстоятельства совершенных убийств, от их прояснения ровным счетом ничего не зависит.

Возлагать вину за первую кровь на противную сторону может лишь тот, кто — по глупости или из предательских мотивов — желает, чтобы насилие продолжилось. И в безумстве не было недостатка ни до, ни после появления в прессе сообщений об убийствах в Питере и Татарстане. Ведь несколько дней центральные СМИ мусолили тему спиленных в далекой Архангельской губернии крестов, пересказывали слова Facebook-манифеста так называемой «Народной воли», возлагали ответственность за осквернение поклонных мест кто на спецслужбы, кто на сатанистов-оппозиционеров.

В воздухе явно пахло грозой, и некоторые голоса с призывом остановить этот маховик безумия всё же звучали. Но, разумеется, мало кто слушал. Одни уже закусили удила и разумные доводы казались им лишь вражеской пропагандой, другие полагали, что простенькая разводка сатанисты-отстой и «народовольский» фейк — всё еще вполне работоспособные пиар-проекты, позволяющие экспертократии и политическими штабам продолжать манипулировать согражданами и создавать перед своими заказчиками симулякр контроля над ситуацией.

В симулякр отчасти можно было поверить, поскольку разборки вокруг Pussy Riot и Московской патриархии отодвинули на третий-четвертый план все остальные политические вопросы. Казалось бы — сработало. Однако симулякр контроля — вовсе не то же самое, что сам контроль. Да, мы очень давно не обсуждали действительно важных проблем, более того, диалог вообще исчез как инструмент политического действия, но стало ли от этого лучше? Сомневаюсь.

Дымовая завеса — прекрасное тактическое решение, чтобы вывести боевую эскадру из-под огня противника, однако ее как-то не принято ставить, когда акватория заминирована, да еще и никакого неприятеля поблизости нет. Капитаны и команды судов будут пребывать в счастливом неведении до столкновения с первой миной, но это, согласитесь, слабое утешение.

Отвлекающий маневр? Что ж, это классический тактический ход в военном искусстве. Однако вовсе не том случае, когда в него втянута вся армия, да еще попадает при этом в непроходимое болото.

Вот такие «дымовые завесы» и «отвлекающие маневры», собственно говоря, и разрабатывали наши политштабы, перемежая некомпетентность и предательство. Некомпетентность — потому что вместо нескольких небольших и вполне разрешимых при упорном труде проблем появилась одна большая, с которой, вообще говоря, никто не знает, что делать. Предательство — потому что прямое или косвенное провоцирование насилия и раскола общества есть предательство по отношению к людям своей страны.

А ведь ситуация и вправду критическая. Представим себе, что убийства в Казани и городе на Неве произошли по «обычным» для умышленного причинения смерти мотивам — любовь, ненависть, деньги, хулиганка, сокрытие другого преступления, так что наличие иконы и надписи с требованием освободить участниц панк-коллектива призваны лишь запутать следствие, скрыть мотив, замаскировав «банальные» убийства под ритуальные. Но даже в этом случае вряд ли есть смысл ожидать, что в выводы самого беспристрастного следствия хоть кто-то поверит — слишком накалены страсти. А если теперь все уголовники будут прикрываться раздутым на всю страну конфликтом? А если психически неуравновешенные люди (количество которых неизменно возрастает во времена неопределенности и общественного раскола) станут подражать тем преступникам, которые совершили эти преступления? И что будет происходить во время многотысячных митингов и маршей, запланированных на осень? Или что будет в случае их запрета?

Отделить провокацию от глупости, глупость от намеренной жестокости, а последнюю от искреннего (но оттого не менее разрушительного) гнева уже невозможно, да и бессмысленно, как бессмысленно раскладывать по полочкам причины кровавого воскресенья 1905 года и спорить, чего было больше в действиях Гапона, глупости или предательства. Бессмысленно, потому что решение этого вопроса меркнет перед чудовищностью последствий.

Так и сегодня нет уже смысла детально разбираться, по недомыслию ли или вследствие каких-то преступных манипуляций пролилась первая кровь в околорелигиозном конфликте, затронувшем всю нацию. Какая разница! Вернемся к военной аллегории. Если армия на пустом месте теряет батальон за батальоном, то для начала снимают с должности всех членов штаба этой армии, затем новым штабом осуществляются рекогносцировка и разведка, дабы определить, насколько плохи дела на данном участке фронта, и принимаются первые экстренные меры, а уж следствие над проштрафившимися штабными — дело десятое, во всяком случае, по сравнению со спасением уцелевших подразделений.

Ситуация у нас сложная, крайне неприятная, омраченная трагедиями, но все же еще не безнадежная. Вот только ни глупости, ни предательства терпеть более нельзя.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением, Пользовательским соглашением и Соглашением о конфиденциальности