Суббота, 27 мая 2017
11 сентября 2012, 00:01 Анна Семенова

Москвичей будут штрафовать в два раза больше

На создание новой единой системы сбора штрафов выделено почти 50 млн

Фото: Глеб Щелкунов

Доходы в столичный бюджет от штрафов к 2015 году вырастут вдвое. Об этом на заседании столичного правительства сообщила глава департамента финансов Вера Чистова. Предполагается, что это сделают за счет ужесточения санкций за нарушения в сфере транспорта, жилищно-коммунального хозяйства и охраны культурного наследия — а также за счет совершенствования системы взимания штрафов. Эксперты сомневаются, что замыслы московских властей осуществятся. По словам специалистов, на автоматизацию начисления и оплаты штрафов понадобится гораздо больше времени и денег, чем запланировала мэрия.

Согласно проекту бюджета Москвы на 2013–2015 годы, доходы в следующем году составят 1,495 трлн рублей, а расходная часть предполагается в пределах 1,695 трлн рублей. Штрафы привнесут в казну около 10 млрд рублей в 2013 году, а в 2015-м — уже порядка 20 млрд.

Увеличить доход от штрафов в городскую казну столичные власти рассчитывают за счет роста санкций за существующие административные нарушения, а также декриминализации ряда уголовных преступлений — то есть перевода части нарушений в разряд административных. По словам председателя комиссии Мосгордумы по законодательству Александра Семенникова, к последней категории относятся ряд нарушений в таможенной и налоговой сфере. Депутат охарактеризовал эту тенденцию как «уход от советской системы, когда за некоторые экономические преступления расстреливали, а за какие-то выписывали копеечные штрафы». 

По словам Семенникова, самое заметное повышение штрафов уже произошло.

— Это наказание за участие в несанкционированных митингах и их организацию, нарушения правил дорожного движения и экологии, — перечислил он. — Причем в транспортной сфере появились новые виды нарушений, скажем, за неправильную парковку на городских платных стоянках.

Кроме того, в Мосгордуме будет обсуждаться резкое повышение штрафов для управляющих компаний, не выполняющих нормы по благоустройству и уборке подведомственных территорий, добавил парламентарий. А также рост денежных санкций за нарушения при охране памятников истории и архитектуры.

Интересным образом распределились адресаты штрафов: за нарушение федерального законодательства чаще всего штрафуют физических лиц, тогда как за несоблюдение московских законов, особенно в сфере строительства, благоустройства и экологии, — организации.

— Впрочем, есть и исключения, — заметил Семенников. — Например, составляется около 3 тыс. протоколов в год о нарушении норм закона «О тишине» физическими лицами. 

Семенников также отметил совершенствование системы взимания штрафов.

— Механизм становится автоматизированным. Например, нарушения при парковке отслеживают видеофиксаторы, — пояснил он. — Автоматизация предусмотрена и для коммунальной сферы. В частности, во дворах появятся видеокамеры, которые будут фиксировать, вывезен ли мусор вовремя, насколько тщательно очищен тротуар от снега. 

Депутат сообщил, что дистанционным становится не только начисление санкций, но и их оплата. В частности, многие штрафы можно оплатить через сайты ГИБДД и ФССП (Федеральная служба судебных приставов).

Кроме того, департамент информационных технологий разработал новую единую систему начисления платежей, с помощью которой можно оплатить госуслуги, обучение в образовательных учреждениях, парковку, штрафы и т.п. По словам пресс-секретаря департамента Елены Новиковой, к системе, на создание которой выделено 49 млн рублей, будут подключены несколько тысяч различных учреждений, в том числе и ряд банков.

— В течение двух недель в мэрии обсудят нормативные документы, позволяющие присоединить к системе банки, а также использовать разные способы оплаты: от кредитных карт до электронных денег, — сказала она.

Сейчас роль штрафов в городском бюджете незначительна. По словам заместителя мэра Москвы по вопросам экономической политики Андрея Шаронова, сейчас штрафы составляют 8,6% от неналоговых доходов столичного бюджета — которые, в свою очередь, не превышают 8% от всех доходов.

Эксперты предположили, что даже двукратное увеличение санкций не будет заметным. Профессор кафедры региональной экономики и экономической географии ВШЭ Алексей Скопин выразил опасение, что «на введение автоматизированной системы взимания штрафов будет потрачено в два-три раза больше средств, чем казна получит от самих санкций». Эксперт рассказал, что в Италии введение автоматической системы штрафов за нарушение правил дорожного движения длилось 10–15 лет.

— И все же возникают конфликтные ситуации, например, связанные с туристами, которые уезжают, не оплатив штраф, — сказал он, добавив, что планы столичных властей выглядят нереальными. 

Наверх

Мнения

Наверх