Бондарчук не хочет конфликтовать с Сокуровым и Сигле

В резиденции премьер-министра «Горки-9» состоялся Совет по кино при премьере РФ — первый, который проводил не Путин, а Медведев. По первоначальным планам совет должен был пройти 27 сентября. Затем его перенесли на 18-е, а еще чуть позже — на 17-е, что вызвало некоторую ажитацию в кинематографической среде.
Один из руководителей Киносоюза, известный документалист Виталий Манский, адресовал профессиональному сообществу открытое письмо, в котором высказывал опасение, что за переносом сроков стоит стремление Минкульта представить премьеру еще не доработанную и не обсужденную толком в кинематографической среде концепцию развития отрасли.
Подлили масла в огонь конфликт вокруг «Ленфильма» и решение Александра Сокурова выступить на совете по этому поводу. В общем, с самого начала было понятно: приятной «ознакомительной» встречи нового-старого премьера и ведущих игроков российской киноотрасли не предвидится.
Понятно это, видимо, было и самому Дмитрию Медведеву, который открыл собрание словами о том, что господдержка кинематографа растет (в 2011-м году она составила 6,6 млрд рублей), а отдача не столь сильна, как на то рассчитывали. И, хотя российский кинопрокат занимает сейчас третье место в Европе и девятое в мире, происходит это за счет голливудского кино. А доля отечественных фильмов в прокате упала почти в два раза, снизившись до 16%. И, если задача сохранения отечественного кино на внутреннем рынке не выполнена, есть ли смысл обеспечивать и дальше массированную господдержку? Может быть, стоит изменить ее формы?
Со своей программой коррекции форм государственного участия в кинематографе выступил министр культуры Владимир Мединский. С его точки зрения надо: увеличить бюджет отдельных фильмов за счет уменьшения общего потока картин; запретить снимать фильмы, на которые выделены госсредства, за пределами России; поддержать финансово телесериалы как продукт, предназначенный для массовой аудитории.
И, наконец, определять «тематику и тональность» картин, на которые расходуются госсредства. При этом Минкульт должен сам выступить заказчиком сценариев и сохранить за собой права на эти сценарии.
Последнее предложение вызвало оторопь даже среди присутствовавших на совете, много чего повидавших на своем веку режиссеров и продюсеров.
— На мой взгляд это, во-первых, утопическая идея, — сказал «Известиям» глава Киносоюза, режиссер Андрей Прошкин, — и, во-вторых, безусловно вредная. Потому что будут на одном рынке существовать свободное кино и кино, спущенное сверху, о качестве и популярности которого никто заботиться не станет. Но я надеюсь, что все эти перегибы удастся привести к нормальному знаменателю. Насколько я знаю, в Европе нет государств, диктующих темы и тональность всем фильмам, которые они поддерживают.
Бой «перегибам» уже на совете дал Сергей Сельянов. Он, как и Прошкин, считает идею превращения Минкульта в продюсера-монополиста утопичной и невразумительной. «Известия» уже приводили слова Сельянова о том, что «в бизнес-смысле продюсер — это человек, который создает права», и что если отнять у него эту функцию и низвести до позиции исполнителя чужой воли, то многие продюсеры попросту откажутся работать. Сельянов также выразил сомнения, что у Минкульта хватит ресурсов генерировать более двух сценариев в год — вот эти два проекта и должны стать госзаказом.
Идея запретить получателям госфинансирования снимать за пределами России энтузиазма также не вызвала — ведь она идет вразрез с идеей интеграции и копродукции, а вся кинематографическая Европа выживает сейчас только благодаря совместному противостоянию Голливуду.
Сам Сельянов предложил упорядочить ситуацию с правами на аудиовизуальные произведения в сетях. И создать такие модели, на которых зарабатывали бы все участники рынка, а, следовательно, были бы сами заинтересованы в борьбе с пиратством.
— Пираты часто прикрываются рассуждениями о свободе слова, но это чистой воды маоизм, — заявил Сельянов. — Мы пока по этому маоистскому пути идем, но, надеюсь, буквально сразу после совета ситуация измениться.
Как сказал Сельянов «Известиям» уже после совета, эти его предложения, равно как и предложения по усилению контроля за отчетностью кинотеатров, которые по-прежнему скрывают значительную часть выручки, были поддержаны.
— Надеюсь, мелкими и средними шагами это движение сейчас будет осуществляться, — заметил он.
По словам Сельянова, и выдвинутое на совете предложение исполнительного директора Фонда кино Сергея Толстикова дотировать билеты на российские фильмы, что снизит их цену вдвое, и предложение министра Мединского ввести квотирование, если российское кино к концу года не выйдет на рубеж 18% от общих сборов в прокате, и принципы налогооблажения — объединились на совете в общий комплекс и еще будут прорабатываться.
Говорилось на встрече у премьера и о том, что, в принципе, правительство удовлетворено работой Фонда кино, хотя долю российских «мейджоров» в прокате хотелось бы довести до 13%.
Сам же директор фонда Толстиков подчеркнул, что такая категория как «культурная значимость» фильмов еще важнее, чем бизнес- или идеологическая составляющая.
— Абсолютно согласен в этом с Толстиковым, — сказал «Известиям» Андрей Прошкин. — Абсолютно согласен с Никитой Михалковым, настаивающим на необходимости дотирования кинотеатров, которые показывают культурно значимое кино. И Киносоюз будет в этом Михалкова поддерживать.
Как и ожидалось, отдельной темой стал «Ленфильм». Мединский предложил ввести в совет директоров Александра Сокурова, Алексея Германа-младшего и Сергея Сельянова. Директором студии назначить Эдуарда Пичугина, а на пост председателя совета директоров рекомендовать режиссера и продюсера Федора Бондарчука.
Александр Сокуров после совета сообщил «Известиям», что очень надеется на изменение ситуации с «Ленфильмом» в целом и с советом директоров в частности. А Федор Бондарчук сказал, что готов стать председателем совета директоров, если главой студии станет Пичугин. Поскольку предложенный Пичугиным план вывода студии из кризиса разрабатывался у него на глазах и кажется вполне реалистичным.
— Но я, естественно, хочу избежать конфликта и с отстаивающими другую концепцию Александром Сокуровым и Андреем Сигле, — сказал Бондарчук. — Как можно конфликтовать с людьми, которые искренне болеют за дело?
Бондарчук заметил также, что, если его изберут на пост председателя совета директоров, он не будет вмешиваться в творческие вопросы и указывать, кому и что снимать.