Бросай курить, вставай на лыжи
В Москве прошла премьера фильма Романа Прыгунова «Духless». Справедливости ради, ее стоило бы назвать «контрольным выстрелом», потому что первый показ картины в столице состоялся еще в июне, в рамках Московского кинофестиваля.
Неплохо снятый и сыгранный, не лишенный интересных режиссерских находок «Духless» получился эдаким «Comedy Club для богатых», которых так беспощадно костерил Минаев в своем романе. На московской премьере, позируя светским фотохроникерам и толкаясь в очереди за халявным дешевым шампанским, эти персонажи лишний раз подтвердили актуальность описанного в «Духless».
Четыре месяца «отлеживания» не пошли фильму во вред — наоборот, волею случая обогатили его остроактуальными коннотациями. Сливки общества с восторгом считали эти новые смыслы и восприняли фильм как уморительную, но совсем не злую комедию. Хотя первоисточник, одноименный бестселлер Сергея Минаева, был, пожалуй, одним из самых жестких и желчных описаний бессмысленного существования так называемой элиты, всех этих топ-менеджеров, гламурных див (остроумно названных в другом минаевском романе «the тёлки») и всевозможных модных фриков. В общем, типичных посетителей премьер.
Главный герой, получивший в фильме имя Макс и сыгранный Данилой Козловским, успешный банкир. Он работает в огромном офисном центре, отдыхает в ночных клубах и встречается с капризной старлеткой (ее сыграла ныне депутат Думы Маша Кожевникова). По словам старлетки, нужно ему это, чтобы попасть в светскую хронику — весьма примечательный штрих к портрету, отсутствующий у Минаева.
Однажды Макс знакомится с Юлей — активисткой подпольной группировки антиглобалистов. Днем она учится в МГУ, вечерами — участвует в различных асоциальных перформансах. Жертвой одного из таких перформансов — обливания краской посетительниц модного ресторана — становится герлфренд Макса, а в другом неожиданно для себя участвует он сам.
В романе Минаева никаких антиглобалистов не было, зато были теоретики-революционеры, которые собирались в дешевой забегаловке якобы для обсуждения национальной идеи и путей России-матушки, но в итоге напивались и искали партнера (партнерш) на ночь. О них (революционерах) Минаев писал не менее зло, чем о светском обществе.
Несмотря на драматургическую сомнительность и клюквенную киношность измененного сюжета, фильм «Духless» как продукт 2012 года получил свои дивиденды. В антиглобалистах можно усмотреть намек на группировку «Война», а в Юле — на активистку Pussy Riot. Но намек какой-то хилый.
Вот если бы авторы в прямом и переносном смысле слова дошли до конца — спародировали, скажем, художество «Войны» на Литейном мосту или не нуждающееся в описании шоу пусек, получилось бы куда интереснее. Вместо этого герои Прыгунова совершают действия, виденные ими и нами во множестве голливудских фильмов — от артхаусного «Космополиса» до подросткового «Шаг вперед 4».
Зато создатели киношного «Духless» не побоялись оставить эпизод, который в книге выглядел просто забавно и эксцентрично и даже на летней премьере не производил взрывного эффекта, а сейчас смотрится злободневной политической пародией и коронным гэгом.
Обкурившийся кальяном Макс видит галлюцинацию: как будто из неба ночного Питера к нему прилетает Путин в образе Бэтмена и читает мораль — мол, бросай курить, вставай на лыжи. Летающий президент с развевающимся плащом (но, правда, без стерхов) вызвал у зрителей сентябрьской премьеры взрыв хохота и подтвердил давнюю мысль о том, что жизнь бывает причудливее, чем самые неправдоподобные фантазии.