Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Туризм
Названо самое популярное у россиян направление для перелетов в праздники в мае
Общество
Спасатели МЧС приступили к поисково-спасательным работам на руднике в Приамурье
Мир
FT узнала о намерении ЕС ввести пошлины на зерно из РФ и Белоруссии
Происшествия
ПВО РФ уничтожила девять снарядов РСЗО «Вампир» над Белгородской областью
Мир
СМИ объяснили уверенность КНР в стабильности РФ поздравлением Си Цзиньпина
Общество
Вертолет МЧС эвакуировал в Елизово туристов после схода лавины на Камчатке
Общество
Уголовное дело возбуждено по факту обрушения породы в шахте рудника в Приамурье
Армия
Моряки-подводники отмечают свой профессиональный праздник прямо на учениях
Мир
Пашинян предупредил об угрозе войны с Азербайджаном «в конце недели»
Армия
ВС РФ уничтожили базу готовивших теракты в Белгородской области наемников
Мир
Блинкен сообщил об обсуждении с Нигером действий после разрыва соглашений
Туризм
Аэропорт Сочи запросил режим «открытого неба» на три года
Авто
АвтоВАЗ выбрал логотип для новой версии Lada Largus
Экономика
В ФНС спрогнозировали рост поступления налогов в бюджетную систему РФ
Мир
Польский генерал указал на необходимость исчислять потери ВСУ в миллионах

«Если человек читает Коэльо, это не значит, что он не будет читать Гарсиа Маркеса»

Борис Куприянов — о том, как приучить россиян к качественной литературе
0
«Если человек читает Коэльо, это не значит, что он не будет читать Гарсиа Маркеса»
Фото из личного архива Б. Куприянова
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Завершившаяся в Москве Международная книжная выставка-ярмарка обострила борьбу за передел книгоиздательского рынка в России. В противовес крупным издательствам, ориентированным в основном на массового читателя, активизировались малые издатели. О своем видении издательского процесса обозревателю «Известий» рассказал основатель книжного магазина «Фаланстер», один из организаторов «Альянса независимых издателей» Борис Куприянов.

― Когда «Известия» спросили директора «Эксмо» Олега Новикова, что бы он посоветовал «Независимому альянсу», он ответил, что ваша проблема ― «не в крупных издательствах, но в вас самих». Хотя саму возможность сотрудничества он не отрицал. Что бы вы, в свою очередь, ответили представителю крупного издательского бизнеса?

― Я не хотел бы пикироваться: не вижу в этом целесообразности. Что касается замечания по поводу «Альянса», ― да, он во многом прав. Мы именно что занимаемся собой, налаживаем связи между издательствами, устраиваем ярмарки.   

― А что вы думаете по поводу упреков в вашей элитарности — г-н Новиков уверен, что «нельзя заставить людей читать то, что нравится нам с вами»?

― Это довольно спорный вопрос. Многие книги, которые выпускают издатели «Альянса», лично мне не нравятся. Тем не менее я считаю, что всё это образцы качества. Вообще, есть два вида культурной политики: игра на понижение и игра на повышение. Либо мы людей приучаем слушать классическую музыку, либо мы вместе с ними слушаем Верку Сердючку. Олег Новиков говорит, что нужно пропагандировать чтение, но соглашается рассматривать как пример книги уровня Верки Сердючки. В этом большая проблема российского подхода к пропаганде чтения. Кажется, что люди сдадутся, а потом уже будут читать более сложное. Но так не получится.

― Понятно, что вы собираете свою аудиторию. Но предполагается ли, что «Альянс» привлечет и любителей Коэльо и Донцовой? Или таковым вообще лучше не подходить к вашим ярмаркам и каталогам?

― Если человек читает Коэльо, это не значит, что он не будет читать Гарсиа Маркеса. Мы вообще как-то принижаем нашего читателя, считаем его убогим. Но людей нельзя лишать права выбирать качественную литературу. Если мы относимся к книге как к развлечению, то мы проиграли. Скорее можно говорить, что книга относится к области образования. Вот мы сейчас начали серьезную работу с «Озоном». Участвовали в их «Книжной премии Рунета», долго спорили о названии номинации «Независимого альянса» (премию получила книга Джиллиан Маккейн и Легса Макнила «Прошу убей меня! Подлинная история панк-рока в рассказах участников». — «Известия»). Они предлагали ― «Книги не для всех». Но это как раз неверно. Снобизма у нас нет.

― Когда год назад на ярмарке non/fiction объявили о создании «Альянса», издатели стали спешно записываться туда. С тех пор прибавилось еще новых издателей? 

― Да. И еще добавилось понимание, что «Альянс» ― это не манна небесная, обещающая какие-то блага. Это общее дело. Здесь нет различий кто более независимый, кто — менее. «Альянс» провел несколько ярмарок, и о нем узнали не только те, кто ходит в «Фаланстер». Конечно, нет той эйфории, что была в прошлом году — мол, сейчас объединимся, и все нам дадут денег. Сейчас мы занимается решением проблем, которые небольшим игрокам трудно было бы решить в одиночку.

― Будет ли у вас общая платформа по продаже книг?

― Нет, «Альянс» создан не для этого.  

― Недавно в Сети появился общий каталог всех издательств, участников «Альянса», какова его задача?

― Это важно для магазинов, для оптовиков, для покупателей. Каталог будет расширяться и улучшаться. 

― Будет ли вокруг этого каталога что-то вроде платформы для общения читателей?

― Да, площадка обратной связи обязательно будет. Для этого все и делается. 

― Вы активно осваиваете провинцию. Насколько книжные ярмарки, проводимые там, отличаются от столичных?

― Желания читать в провинции больше. Об этом свидетельствует то, с какой скоростью там открываются новые магазины: Воронеж, Екатеринбург, Владивосток. Активизировались Нижний, Калининград. Еще год назад участники «Альянса» из «Пиотровского», одного из лучших магазинов в России, сказали так: нормальный книжный европейского уровня в провинции может окупаться и быть востребованным. 

― Удается ли таким магазинам обходиться без массовой литературы, без того же Коэльо?

― В Воронеже отбор еще строже, чем в «Фаланстере». Там вообще нет книг некоторых издательств, которые они считают «попсовыми». Только интеллектуальная выжимка.

― Всем брать пример с Воронежа?

― По части серьезного отношения к книге — да. В России последнее время не принято относиться к книге как к важному объекту. Печать находится в ведении того же министерства, что деревообработка. А библиотеки ― в ведомстве другого. Все это в 1990-х годах было либерально унифицировано. Вместе с тем у властей наступает понимание: чтобы вернуть интерес к чтению, нужно вернуть интерес к окружающей среде. Нужно добиться нового видения города, жизни людей. Какие-то вещи, которые «Альянс» декларировал с самого начала, начинают реализовываться. Значит, мы движемся в правильном направлении.  

Комментарии
Прямой эфир