Прокладку дорог через зеленые зоны упростят

Премьер Дмитрий Медведев утвердил перечень поручений по развитию Московского транспортного узла по итогам совещания в правительстве 19 сентября. Правительство РФ просит федеральные министерства, а также глав столицы и области представить предложения по изменениям законодательства, которые упростят в Московском регионе прокладку автомобильных и железных дорог через зеленые зоны, а также запретят начинать стройку без наличия проработанной схемы транспортной инфраструктуры.
Минприроды поручено «проработать возможность упрощения процедуры перевода земель лесного фонда и природоохранных территорий в земли иных категорий» — в случаях, когда речь идет об объектах транспортной инфраструктуры государственного или муниципального значения и нет «иных вариантов размещения».
Эколог и депутат Госдумы Максим Шингаркин считает возможным упростить процедуру прокладки через лесные и природоохранные земли дорог — но только автомобильных.
— Трассы через лес, как правило, проводятся при крайней необходимости разгрузить другие дороги и отсутствии альтернатив, — пояснил эксперт. — В Европе, США и Канаде автомагистрали также проходят через охранные зоны. При этом трассы должны снабжаться защитными экранами, а также туннелями, чтобы животные могли переходить дорогу и не попадать под колеса машин.
Сопредседатель группы «Экозащита» Владимир Сливяк считает послабления категорически неприемлемыми.
— Московский регион и так задыхается, мы должны увеличивать размеры лесов, а не уменьшать их, это напрямую влияет на здоровье жителей, — пояснил он. — К тому же уже доказано, что новые дороги не спасают от пробок, они лишь приводят к появлению большего количества машин.
Поручения получили и другие ведомства. От Минтранса требуют совместно с властями Москвы и области подготовить к июлю 2013 года новую программу развития транспортного узла с учетом присоединенных территорий, а к июню 2014 года — с учетом обновлений в планах создать мультимодальную транспортную модель всего Московского региона. От Минрегиона ждут предложений по изменению Градостроительного кодекса РФ. Поправки должны установить «запрет на выдачу разрешений на размещение объектов капитального строительства без разработки и утверждения комплексной транспортной схемы».
Вице-президент Российской гильдии риелторов Константин Апрелев назвал идею запрета возведения зданий без предварительной разработки транспортной схемы логичной.
— К примеру, в столичном районе Куркино развернули крупномасштабное строительство, возвели новые дома, при этом там нет парковок, а выездных дорог недостаточно, — пояснил он. Апрелев уверен, что с новыми требованиями процесс согласования строительства, который сейчас составляет в среднем 1,5–2 года, увеличится, а цены на квартиры вырастут.
— Как именно изменятся эти цифры, предугадать сейчас невозможно, — пояснил эксперт.
Директор НИИ транспорта и дорожного хозяйства Александр Сарычев полагает, что с присоединением новых земель проект развития Московского транспортного узла обновится незначительно.
— До сих пор не ясно, переедут ли на эти территории чиновники, будет ли там культурная или другая активность, которая притянет людей и сделает эту зону густонаселенной, — пояснил Сарычев. — Пока стоит ожидать добавления в план лишь нескольких новых магистралей, железных дорог и трамвайных линий.
Напомним, проблема заторов в Московском регионе вышла на федеральный уровень осенью 2010 года, сразу после смены столичного градоначальника. Еще будучи президентом, Дмитрий Медведев собрал совещание в Кремле и поручил разработать комплекс предложений по борьбе с пробками. Так появилась программа развития Московского транспортного узла до 2020 года с бюджетом в 7,2 трлн рублей.