ПАСЕ не увидит спикера Госдумы

Глава Госдумы Сергей Нарышкин не поедет на сессию Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ), открывающуюся в Страсбурге 1 октября. Как объяснил сам спикер, его предложения там вряд ли будут услышаны. Поэтому наша делегация отправится туда без него.
— Нарышкин готов приехать, но при других условиях, — объяснил в четверг глава делегации России в ПАСЕ, председатель международного комитета Госдумы Алексей Пушков.
Главная причина отказа спикера Госдумы прибыть на сессию связана, очевидно, с намерением перевести мониторинг положения в России на уровень министров. Обычно такие действия обеспечиваются силами специального комитета ПАСЕ.
— Подобное решение — беспрецедентный случай, — считает Пушков. — Естественно, Москва не согласна с этим. Тем более учитывая, что Россия — один из пяти крупнейших плательщиков в бюджет Совета Европы.
По его словам, повышение уровня мониторинга пролоббировано стараниями антироссийских сил. Называть страны, от которых с такой инициативой выступают делегации, Пушков, впрочем, не стал.
— ПАСЕ — не самый влиятельный орган, поэтому им время от времени необходимо привлекать к себе внимание, предпринимая громкие шаги, — говорит вице-президент ПИР-Центра Дмитрий Поликанов. — Осенняя сессия — хорошая возможность для этого, особенно учитывая, что ожидался приезд высокопоставленного российского чиновника.
По мнению Поликанова, таким образом ассамблея еще и подстраховывается на случай победы на выборах в США Митта Ромни, настроенного по отношению к России настороженно.
Впрочем, перевод мониторинга на министерский уровень России ничем, по сути, не грозит, это лишь дипломатический ход, чтобы дать понять, что ПАСЕ недовольна происходящим у нас.
Чем именно там недовольны, рассказывается в большом докладе об обязательствах России перед Советом Европы. Его запланировано рассмотреть на сессии 2 октября. В документе, например, сказано, что в нашей стране необходимо развивать гражданские свободы, в частности, либерализовать законодательство, прекратив преследовать людей за их убеждения. Понятно, что это намек на дело Pussy Riot.
— Никто в мире не пересматривает свои законы по требованию извне, — заявил Пушков. — К тому же европейским странам, как и США, надо обратить внимание на собственные порядки. Там участие в демонстрациях зачастую наказывается тюремным заключением или огромными штрафами.
Если бы не усиление мониторинга, то Нарышкин был бы готов ехать на обсуждение доклада.
— О докладе было известно заранее, мы имели представление, что в нем содержится, — объяснил глава международного комитета Госдумы.
Но европейская сторона расценила отказ Нарышкина от поездки именно как нежелание выслушивать содержащиеся там упреки.
— Я был расстроен, узнав, что спикер Госдумы не приедет, — заявил глава ПАСЕ Жан-Клод Миньон. — Это первый доклад за семь лет, и обмен мнениями позволил бы предпринять дальнейшие шаги по дальнейшему укреплению сотрудничества.
А, по словам члена Европарламента Кристины Оюланд, «коллеги в Совете Европы очень негативно отнесутся к тому, что Нарышкин не приедет. Это будет расценено как знак, что Москва не желает обсуждать на высоком уровне проблемы, описанные в докладе».