Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Посольство РФ заявило о лицемерном игнорировании США репрессий Киева против УПЦ
Происшествия
В Чебоксарах девятилетняя школьница перевела мошенникам 1,3 млн рублей
Армия
Рядовой Ахтырцев сдержал натиск противника и спас трех раненых товарищей
Мир
Протестующие в Тбилиси перекрыли дорогу до площади Героев
Общество
Эксперты ЭИСИ назвали непризнание Европой выборов в РФ подрывом демократии
Общество
МЧС сообщило о локализации пожара на востоке Москвы на площади 2,5 тыс. кв. м
Мир
МИД Чехии заявил, что не приветствует у себя уклонистов с Украины
Спорт
Российский теннисист Медведев снялся с матча турнира «Мастерс» из-за травмы
Мир
Фицо исключил возможность отправки словацких солдат на Украину
Мир
Глава минобороны Турции исключил поставки ЗРК С-400 Украине
Мир
В Германии предположили скорый прорыв ВС РФ из-за положения ВСУ
Мир
Глава МИД Израиля обвинил Турцию в нарушении торговых соглашений
Мир
Bloomberg сообщило об остановке торговых отношений Турции с Израилем
Экономика
В России предложили легализовать продажи красивых автономеров
Мир
Кобахидзе отказался от визита в США из-за требований по закону об иноагентах
Происшествия
В ДТП с маршруткой в Ставропольском крае два человека погибли и три пострадали
Мир
Число погибших при обрушении автомагистрали на юге Китая возросло до 48

«Сколково» будет поставлять ректоров российских вузов

В «Сколково» станут готовить весь ректорский корпус, выпускники программы будут проводить реформы в вузах. Первый выпуск насчитывает более 100 человек
0
«Сколково» будет поставлять ректоров российских вузов
Фото: REUTERS/Maxim Shemetov
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Центр образовательных разработок «Сколково» по договору с Министерством образования и науки РФ будет выпускать и готовить весь ректорский корпус (ректоров и проректоров) для российских вузов. По словам Минобрнауки, данное решение связано с несколькими факторами.

В министерстве указали на три причины возникновения данной программы. Во-первых, для современного профессионального образования характерна неподготовленность будущих специалистов к требованиям различных компаний. По экспертным оценкам, российские компании ежегодно тратят около 500 млрд рублей на первичное переобучение сотрудников, что вполне сопоставимо с государственным бюджетом на профессиональное образование.

Вторым пунктом министерство отметило свою инициативу по уменьшению количества вузов, аргументируя это тем, что в течение последних трех лет заметна тенденция снижения численности студентов. На сегодня число обучающихся, по примерным оценкам, составляет 4,2 млн, что по сравнению с состоянием предыдущих трех лет на 40% меньше. Так, ранее число студентов по России составляло порядка 7,4 млн человек.

В качестве третьего фактора министерство указывает слабую межвузовскую кооперацию, обмен ресурсами, низкую академическую мобильность студентов и преподавателей.

— По нашему соглашению со «Сколково» нужно разработать программу подготовки ректорского корпуса, обеспечивающую освоение технологий управления развитием вузов. Сейчас нужно подготовить не менее 100 высших руководителей вузов. Они должны понимать современные тенденции и опираться на международный опыт, чтобы впоследствии реализовать какие-то изменения в вузах, — говорят в Минобрнауки.

В ведомстве также отметили, что помимо обновления материально-технической базы и модернизации образовательного и научного процесса выполнение поставленной задачи потребует новых подходов к управлению вузом и формирования нового подхода и созданию «менеджеров для российских университетов».

Кроме того, Центру образовательных разработок в «Сколково» предстоит разработать кейсы по стратегии и модернизации более 100 вузов на территории РФ.

«Известия» обратились за комментарием в руководителю Центра образовательных технологий «Сколково» Андрею Баркину, который пояснил, что подобная идея идет еще с 1980-х годов, со времен Маргарет Тэтчер, а сейчас до России добралось «новое — хорошо забытое старое».

Специалист отметил, что главная цель данной программы — это не подготовка хозяйственников или CEO, а формирование людей, которые могут с современной точки зрения смотреть на научный и образовательный процесс.

— Тут еще отдельный вопрос «ползучей коммерциализации», когда директора школ или ректоры вузов превращаются в CEO. Страны, которые занимают ведущие позиции в мировых рейтингах, как раз занимаются административной деятельностью, концентрируя все обязанности «в кулак», и проводят жесткую консолидацию, ставя акцент на результат, — говорит Баркин.

Специалист также отметил проблему возраста. По словам Баркина, сейчас есть большая брешь в возрастной группе ученых и нужно готовить им замену.

— Сейчас возраст наших профессоров и различных научных работников колеблется в районе 70–80 лет, и это страшные цифры. Надо готовить новые кадры в расплату за то время, когда часть молодежи вообще не шла в науку, а некоторые просто уходили из нее в другие профессии, — добавил Баркин. — Мы ориентируемся не на универсальность руководителя, что он может недельку армией поруководить, потом сельским хозяйством, а далее мебельной фабрикой. Мы делаем упор на глубокое понимание работы самих вузов, качество выпускаемых кадров, поддержку развития малых инновационных предприятий и поддержку бизнеса.

«Известия» обратились к ректорам нескольких крупнейших вузов России с вопросом: «Действительно ли необходимо, чтобы во главе высшего учебного заведения стоял менеджер?»

Ректор Российского университета дружбы народов (РУДН) Владимир Филиппов полностью поддерживает данную идею и считает, что сейчас ректоры являются научными работниками, что не позволяет в полной мере осуществлять управление вузом.

— Я сторонник такого подхода. Это учеба архинужна, потому что, как правило, в большинстве случаев ректорами становятся ученые, которые занимались наукой, но это более научно ориентированный человек, а не менеджер, а ведь ректор должен отвечать за всё хозяйство, что есть в университете. Он должен знать много из финансово-экономической деятельности, из нормативно-правовой базы, и в особенности — как стимулировать развитие вуза и какие механизмы нужно задействовать в инновационном развитии, — говорит Филиппов.

Николай Кудрявцев, ректор Московского физико-технического института, также положительно относится к этой идее. Специалист пояснил, что сейчас уже есть примеры подобной практики.

— Сейчас уже есть примеры подобной практики, когда управленцы становятся во главе различных вузов. В подготовке будущих ректоров в «Сколково» я не вижу ничего страшного. Будут приходить более сильные люди, имеющие зарубежный опыт, — говорит Кудрявцев.

Ректор МГТУ имени Баумана Анатолий Александров поддержал мнение своих коллег по данному вопросу, но с одной оговоркой.

— На мой взгляд, как некое повышение квалификации это рассматривать можно, но не полную замену научного сотрудника на менеджера. Все-таки не может экономист учить и управлять техническими специальностями и т.д., — пояснил Александров.

В Центре образовательных разработок «Сколково» добавили, что первая разработанная концепция по «производству ректоров будущего» будет представлена в ноябре этого года.

Комментарии
Прямой эфир