Бажаев предлагает «Норникелю» поделить «Норильск-1» пополам

Президент ОАО «Группа Альянс» и основной владелец «Русской платины» Муса Бажаев предложил совладельцу «Норникеля» Владимиру Потанину и гендиректору ГМК «Норильский никель» Владимиру Стржалковскому принять участие в разработке спорного месторождения «Норильск-1» на паритетной основе. Об этом «Известиям» сообщили в «Русской платине». В «Норникеле» факт ведения переговоров отрицают, указывая на отсутствие его предмета — лицензию на «Норильск-1» «Русская платина» еще не получила. Аналитики полагают, что совместная разработка месторождения позволила бы компаниям задействовать всю имеющуюся в регионе инфраструктуру и добиться синергетического эффекта.
По итогам конкурса на право разработки южной части месторождения «Норильск-1», прошедшего 15 июня 2012 года, победителем была объявлена дочерняя структура «Русской платины» — компания «Амур». «Норникель», проигравший борьбу за месторождение, обратился в различные инстанции, требуя пересмотреть итоги конкурса. Одним из аргументов было отсутствие у АС «Амур» средств для реализации столь крупного проекта. Проведя проверку, Минприроды рекомендовало правительству пересмотреть итоги конкурса. Окончательное решение, которое подтвердит или отменит результаты конкурса, в ближайшее время должно принять правительство. Пока лицензия на «Норильск-1» не оформлена. Запасы «Норильска-1» оцениваются в 851 тыс. т никеля, 1,2 млн т меди, 36 тыс. т кобальта — при текущих ценах залежи сулят выручку в десятки миллиардов долларов. Это одно из последних крупных никелевых месторождений в России.
Выступая 3 октября в Красноярске, вице-президент «Русской платины» Геннадий Пивень заявил, что компания не исключает продажи доли в «Норильске-1». При этом он уточнил, что речь идет не о продаже 25% минус 1 акция инвестиционному банку. В «Русской платине» «Известиям» пояснили, что вариант продажи 100% месторождения также не рассматривается.
— Самый простой вариант — это получить лицензию, доказать всем на цифрах, что проект сверхрентабельный и выйти впоследствии на IPO, — поясняет представитель «Альянса» Андрей Румянцев, отмечая, что компанией прорабатывается и вариант сотрудничества с «Норникелем» напрямую. При этом источник, близкий к компании, уточнил, что Бажаев не исключает продажи «Норникелю» контрольного пакета проекта разработки «Норильска-1».
Как пояснил Румянцев, Муса Бажаев неоднократно заявлял, что платина, наряду с нефтью, является для него стратегическим направлением.
— Если ему предложат схему, в соответствии с которой он будет принимать решения, то такое партнерство возможно, — объясняет представитель «Группы Альянс», подчеркивая, что схема 50% плюс 1 акция сама по себе Бажаеву не нужна. — Например, число акционеров НК «Альянс» колеблется на уровне 45 тыс. физических и юридических лиц. У нас нет механического контроля, но акционеры поверили в Бажаева как в лоббиста в хорошем смысле слова. Он решает вопросы, и это всех устраивает.
В «Норильском никеле» указали, что пока переговоры с «Русской платиной» о совместной работе на «Норильске-1» не ведутся.
— Таких переговоров нет, потому что нет предмета разговора. У «Русской платины» нет лицензии на разработку месторождения. Результаты конкурса до сих пор не утверждены правительством. Мы по-прежнему считаем, что он был проведен с нарушениями, и результаты необъективны. Насколько нам известно, Минприроды РФ обратилось к правительству с предложением отменить итоги конкурса. Соответственно, пока нам с «Русской платиной» обсуждать нечего, — заявили «Известиям» в пресс-службе «Норникеля».
Аналитик «Инвесткафе» Андрей Шенк считает, что «Норникель» пойдет на сотрудничество, только если управление проектом будет реализовываться на паритетных началах.
— В этом случае правительство, скорее всего, не будет пересматривать результаты аукциона, несмотря на давление со стороны «Норникеля», — рассуждает собеседник. — Аннулирование лицензии может ухудшить имидж России как страны, пригодной для инвестиций. Руководство Норникеля это понимает и, скорее всего, пойдет на переговоры. Среди возможных схем сотрудничества наиболее вероятно создание СП на паритетных началах с последующим смещением контролирующей доли в одну из сторон.
По мнению начальника отдела анализа металлургического и горнорудного сектора Номос-банка Юрия Волова, участие «Норникеля» значительно облегчило бы «Русской платине» реализацию проекта освоения «Норильска-1», сняв многие риски. Волов напомнил, что «Норникель» является собственником значительной части инфраструктуры в регионе. При этом аналитик не взялся спрогнозировать ни решение «Норникеля» по участию в проекте, ни решение правительства по лицензии.
По информации «Известий», в правительстве сторонам рекомендовали самостоятельно урегулировать конфликт вокруг «Норильска-1». Пока этим советом воспользовалась лишь «Русская платина». В «Норникеле», похоже, продолжают игру на обострение: лицензии у него нет, и терять ему нечего. При этом «Норникель» уже сегодня пытается выдавить «Русскую платину» с Таймыра, закрепив свое монопольное право на инфраструктуру. «Норникель» имеет на Таймыре грузовой аэропорт и контролирует морской порт в Дудинке. В «Русской платине» утверждают, что на данный момент порт недозагружен и «Русская платина» могла бы использовать имеющиеся мощности с выгодой для «Норникеля».