Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Небензя выступил за международное расследование по факту массовых захоронений в Газе
Мир
В Швейцарии отменили выступление оперной певицы Анны Нетребко
Мир
Парламент Грузии одобрил во втором чтении закон об иноагентах
Общество
Музыкант ST выступил на концерте в честь 1 Мая на выставке «Россия»
Происшествия
Украинский БПЛА повредил линии электропередачи в Курской области
Мир
Минфин США объявил о новом пакете антироссийских санкций
Происшествия
В баре в Архангельской области посетителя избили и облили кипятком
Мир
Археологи обнаружили пять скелетов под «Волчьим логовом» Геринга в Польше
Стиль
Первый трудовой договор принцессы Дианы продали на аукционе за £8,5 тыс.
Мир
Постпредство указало на дезинформацию ЕС в отношении позиции России по активам
Мир
Reuters сообщило о давлении США и союзников на ОАЭ из-за торговых связей с РФ
Мир
Четыре человека задержаны в Португалии по подозрению в содержании в рабстве мужчины
Мир
Кандидата в Европарламент от французской партии социалистов облили краской
Мир
Преподавание русского языка сохранилось только в трех школах Украины
Происшествия
Силы ПВО сбили украинский беспилотник над Курской областью
Мир
Протестующие в Тбилиси устроили пожар возле здания парламента
Общество
Синоптик спрогнозировал похолодание в Москве в начале мая

Хозяйственники остаются с властью, а народ — с хозяйственниками

Политолог Борис Межуев — о том, почему оппозиция проигрывает химкинскую кампанию
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

История с выборами мэра Химок, которая так или иначе разрешится в предстоящее воскресенье, кажется, подходит к своему логическому концу. Только что пришло известие, что уже два претендента на пост главы подмосковного города сняли свои кандидатуры — это представитель «Справедливой России» Александр Романович и глава партии «Город России» Юрий Бабак. Бабак уже высказался в пользу фаворита гонки, исполняющего обязанности мэра Олега Шахова. Романович едва ли поддержит Шахова, выдвиженца губернатора и члена «Единой России», но столь же сомнительно, что он может выступить в поддержку двух его главных оппонентов — Олега Митволя и Евгении Чириковой. В противном случае он и не выдвигал бы вообще свою кандидатуру и не раскалывал бы тем самым единый оппозиционный лагерь.

Между тем Шахов, по самым последним прогнозам социологических служб, в частности агентства «Ромир», уверенно лидирует, набирая около 41%. Его ближайший соперник — главная активистка эпохальной борьбы за Химкинский лес Евгения Чирикова отстает как минимум на 20%. Судя по всему, итог выборов предрешен. И если, скажем, для Митволя этот итог не катастрофичен, то, увы, для политической репутации Чириковой он может оказаться убийственным.

Дело в том, что в отличие от других оппозиционных политиков Чирикова представляла собой прежде всего региональное движение, причем движение, выступающее за решение одного весьма специфического местного вопроса, а именно, спасение Химкинского леса. За спасение этого леса кто только уже не успел высказаться — и скандальные телеведущие, и маститые чиновники, и даже зарубежные рок-звезды. Одно время казалось, что политическая судьба страны решается именно в Химкинском лесу.

И тут выясняется, что сама по себе проблема Химкинского леса скрывала в себе целый ряд совершенно других проблем, некоторые из которых были и в самом деле близки и понятны жителям Химок, другие — малопонятны, а о третьих они даже не подозревали.

На поверхности лежало явное недовольство горожан прежним градоначальником с темными связями, какой-то непрозрачной политикой, сопровождавшейся непонятно кем организованными силовыми акциями против журналистов и «зеленых» активистов. Но эту проблему для химчан уже решил губернатор, отправив Владимира Стрельченко в отставку и поставив на его место своего человека.

Вторым планом этой истории была сама перспектива отмены масштабного бизнес-проекта по инициативе представителей гражданского общества. Эта перспектива и в самом деле вызывала энтузиазм, но как раз Чириковой, как ни странно, не удалось серьезно политизировать данный вопрос, который для многих наблюдателей оставался сугубо частным. Особенно изумлялись самой постановке проблемы те москвичи-автомобилисты, кто регулярно сталкивался с пробками на Ленинградском шоссе при выезде из города.

Наконец, самой эзотерической подоплекой дела Химкинского леса в 2010–2011 годах была явная надежда некоторых влиятельных сил, что этот вопрос позволит разжечь конфликт между окружением Дмитрия Медведева и людьми, близкими к Владимиру Путину, а если получится, то и противоборство между двумя партнерами по тандему. Из этого как будто ничего не вышло, но самое главное, что эта задача абсолютно не имела ничего общего с реальными интересами жителей Химок, от имени которых и делала свою столь блистательную политическую карьеру Евгения Чирикова. 

Так что удивительной сцепки региональной проблемы и федерального ее звучания в данном случае не получилось. Как она получилась в свое время у Амана Тулеева, а затем у Эдуарда Росселя, которые в ельцинские годы стали мощными политиками федерального уровня именно за счет своей региональной популярности. И здесь нужно сказать еще два слова о нынешней власти и нынешней оппозиции.

Прежде всего власть сделала правильный ход, отправив хозяйствовать в Подмосковье Сергея Шойгу. Думаю, ближайшие года два жители Подмосковья едва ли будут слушать рекомендации кого угодно другого, кроме собственного губернатора, а он, похоже, время терять не собирается и активно занимается поиском управленческих кадров, что в наше развращенное распилами и откатами время сделать непросто. Думаю, и обвальное разочарование в Борисе Громове, в одном из самых авторитетных военачальников страны, должно создать у жителей подмосковных городов чувство абсолютного недоверия к любым харизматикам, любым героям, мелькающим по телевизору и произносящим красивые спичи. Уж если Громов, человек, уходивший последним из Афганистана, оказался одновременно и крайне авторитарным, и крайне неэффективным руководителем, не способным совладать с региональной мафией, чего же ждать от людей, штатских во всех отношениях? Поэтому сейчас именно в Подмосковье оппозиции нечего ловить. А там как пойдут дела.

И последнее. Сегодня много говорится о том, что российская оппозиция не может победить, потому что в ее среде нет своего Ельцина. Имеется в виду, что среди ее лидеров нет яркого харизматика. Это не совсем так, харизматиков у протестантов хватает, и каждый оратор Болотной площади, за исключением, возможно, Удальцова, намного красноречивее, чем косноязычный Ельцин. Чего у них нет, так это тянущегося в обозе партхозактива, своих Скоковых, Лобовых, Петровых, Силаевых — всего этого второго недемократического эшелона антикоммунистической власти, который своим преобладанием и теневым влиянием в конечном счете и обеспечил этой власти победу. Проще говоря, за оппозицию пока не вписался этот хорошо знакомый каждому, имевшему дело с отечественной номенклатурой, слой хозяйственных управленцев, который переходя с места на место, с одной должности на другую, меняя убеждения и правила игры, всегда остается на плаву и никогда не позволяет вычеркнуть себя из любого политического сценария. И, как ни странно, именно в этих людях население все еще видит своих органических руководителей. И эти люди пока не усматривают для себя выгоды переходить на другую сторону баррикад и присоединяться к народному гневу, как многие из них сделали в 1991-м.

Но это не повод для власти ликовать и пить шампанское. Рано или поздно региональная номенклатура начнет рядиться в оппозиционные одежды, чтобы выглядеть модно и привлекательно для своего избирателя. А каждому российскому региону будет сложно дать своего Шойгу, поскольку человек с таким именем в российской политике пока только один.

Комментарии
Прямой эфир