Всем Бондам Бонд

Впервые картину об агенте 007 снимает режиссер из большого авторского кино, к тому же лауреат «Оскара». Странно было бы ждать от Сэма Мендеса набора стандартных экшен-аттракционов. Его «Скайфолл» — это замаскированная под приключенченский жанр экзистенциальная драма — про кризис середины жизни, кризис доверия, наконец, вообще про кризис самоидентификации, который проживает все больше погружающаяся в виртуальную среду цивилизация.
Но чтобы не сомневались: с погонями-драками-перестрелками, и на этот раз все будет в порядке. В самом начале фильма идет череда мощнейших экшен-сцен: гонки на авто, мотоциклах, поездах, плюс рукопашная на крыше вагона, то и дело ныряющего в туннель. Кончается эта драка самым непредвиденным образом.
Впрочем, в фильме много непредвиденных обстоятельств. Например, в нем фактически отсутствует такой обязательный «элемент программы», как девушка Бонда. То есть девицы, к которым 007 испытывает чисто мужской интерес, конечно же есть: одна — соратница, другая — враг, превратившийся в союзника, но они проходят по периферии сюжета и нужны скорее для галочки.
Истинные же, наполненные глубокого драматизма отношения связывают героя не с «девушкой», а с дамой, которую, происходи дело в российском фильме, наверняка окрестили бы Родиной-матерью. Для Бонда, как, кстати, и для его противника (Бардем), олицетворением родины становится глава МИ6, М — в этой роли, судя по всему, в последний раз выступила Джуди Денч.
Оказывается, Родина, если ею руководят соображения политической целесообразности, способна, как истинная женщина, стать предательницей и дрянью. А вот вопрос: можно ли ее за это простить и такой принять, Бонд и его противник решают по-разному.
То, что Дэниел Крейг — один из самых удачных Бондов, никому уже доказывать не надо. Но вот вступление в дело великого Хавьера Бардема и союз оскароносного актера с оскароносным режиссером подняли шпионский боевик до высот, доселе невиданных.
Бардем, как и другой большой актер Рэйф Файнс (играющий персонажа, которого поначалу тоже с легкостью можно принять за злодея), явно нужен Сэму Мендесу, чтобы выстроить картину мира, где не бывает однозначных оценок, безусловного добра или всепоглощающего зла. То, что антагонист всегда в белом и даже перекрашен в блондина, а протагонист — в темном, видимо, не что иное, как ирония автора по отношению к бескомпромиссному делению мира на свет и тьму.
Для Бонда «Операция Скайфолл» — проверка на лояльность, но еще и испытание возрастом. Нет в фильме человека, который не намекнул бы ему, что он с его старой школой — уже отработанный материал. «Пришли иные времена, взошли иные племена», и человек, способный влезть в мозги чужого компьютера, сейчас куда важнее, чем тот, кто умеет бегать, прыгать, стрелять с двух рук, безупречно носить смокинг и заставлять всех представительниц слабого пола переходить на свою сторону. Впервые в бондиане Q (в этой роли Бен Уишлоу, мировую славу которому принес «Парфюмер») младше, чем 007, и их психологический поединок ничуть не менее напряжен, чем схватка Бонда-Крейга со Злодеем-Бардемом.
Для Сэма Мендеса спор old school и нового, погруженного в виртуальную реальность поколения явно имеет еще и личный окрас. Это состязание «рукотворного» кино и компьютерных эффектов, психологизма и схематичности, человека и машины, воображения и расчета. Мендес умудряется избежать компьютерной графики даже там, где другой, среднестатистический бондовский режиссер без нее бы не обошелся. А значит, рукотворность на этот раз все-таки победила.
Уже подсчитано, что на круг у кинематографистов, задействованных в «Скайфолл», — 41 номинация на премию Американской киноакадемии и пять золотых статуэток. Кажется, фильм может поставить еще один рекорд: прорваться благодаря Бардему в оскаровскую номинацию «Лучшая мужская роль второго плана», для этой франшизы ранее недоступную.
- ВКонтакте