«Ввести санкции против Украины может только Совбез ООН»

Задержание в Киеве российского оппозиционера Леонида Развозжаева и его выдача России, скорее всего, пройдут для Украины безнаказанно. Как пояснил «Известиям» источник в российском МИДе, близкий к проблематике ООН, у Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) просто нет инструментария для введения каких-либо санкций.
Ранее УВКБ ООН разместило на своем сайте официальное заявление в связи с задержанием в Киеве российского оппозиционера. В нем, в частности, указывается, что выдача просителя об убежище «стране происхождения без уважения существующих процедур может привести к тому, что государство будет привлечено к ответственности за грубое нарушение национального и международного права». В связи с этим в УВКБ ООН ждут результатов официального расследования инцидента. Некоторые эксперты на Украине истолковали эту угрозу как возможность введения против Киева международных санкций.
Собеседник в МИДе говорит, что УВКБ ООН, как и комиссариат по правам человека, может только критиковать и даже осуждать, но не более того.
— Вводить международные санкции может только Совбез ООН, а технически расширять их имеет право санкционный комитет Совбеза. Существует, правда, еще и понятие односторонних санкций, но это уже другая история, — сказал дипломат.
По мнению источника «Известий», формулировка заявления достаточно расплывчатая: международно-правовая ответственность государства теоретически может наступить только в результате решения Совбеза или Международного суда ООН. На первый взгляд, тон данного заявления выходит за пределы мандата УВКБ ООН.
Тем не менее вопрос о том, кто именно провел спецоперацию, остается актуален.
— Сложно сказать, о каких санкциях ООН идет речь, — заявил «Известиям» украинский адвокат Василий Мирошниченко. — Может быть, например, введен запрет на въезд на определенную территорию определенных лиц, причастных к нарушению. Такая ситуация очень распространена в отношении Белоруссии. Может быть денежный штраф — около €25 тыс.
Замглавы комитета Верховной рады по вопросам правосудия Валерий Бондык также уверен, что «о санкциях говорить еще рановато».
— Давайте дождемся официальных комментариев российских и украинских спецслужб, — считает он. — Все это находится на стыке норм международного и уголовного права. Я убежден, что по такому прецеденту будет проводиться проверка.