Спустя четверть века увековечен «Подольск-87»

Один из серьезнейших релизов в истории отечественной звукозаписывающей индустрии увековечил просветленную и несколько безумную гигантоманию «Подольска-87» — фестиваля, когда-то объявшего необъятное.
Трехдневное шоу из пяти концертов запечатлено в бокс-сете из двух комплектов — восемь CD и пять DVD. Дизайн коробки DVD выполнен в «виниловом» формате, а 92-страничный буклет содержит уникальные фото и афиши. Комплекты отличаются трек-листами — часть записей сохранилась только в видео, а часть — только в аудиовариантах. Ничего подобного ни по объему материала, ни по подготовительной работе, ни по оформлению в России до сих пор не выпускалось.
Фестиваль, который получил имя «советский Вудсток», был проведен сотрудниками самиздатовских журналов «Зомби» и «Урлайт» при активной помощи «Юности». Для организации сейшена собралась редкая по креативности и жизненной силе команда. Среди музыкантов были ныне популярные музыканты, а тогда — «подпольные» звезды.
За три сентябрьских дня в подольском Зеленом театре выступила 21 группа из пятнадцати городов СССР — от Риги до Новосибирска, в том числе ДДТ, «Наутилус Помпилиус», «Зоопарк», «Калинов мост», «Бригада С», «Телевизор», «Веселые картинки», «Облачный край», «Объект насмешек». Каждый вечер около 5 тыс. человек (зал был рассчитан от силы на 3,5 тыс.) воочию наблюдали таких звезд, как Майк Науменко и Юрий Шевчук, Вячеслав Бутусов и Дмитрий Умецкий, Гарик Сукачев и Сергей Галанин, Михаил Борзыкин, Дмитрий Ревякин и Настя Полева.
Фестиваль пригласил и целую когорту менее известных героев — новосибирцев (группа «Бомж»), нижегородцев («Хроноп»), рижан («Цемент»), «Алиби» из Дубны и особенно всем запомнившихся эстонцев (J.M.K.E.), представленных только на видео. Свидетели охотно вспоминают истории о противоборстве с системой. Например, лидер «Гражданской обороны» Егор Летов так на сцену и не попал, зато его можно увидеть в видеочасти пляшущим на трибуне.
Одной из главных проблем при реставрации уникального материала было совмещение изображения, собранного из нескольких видео, с чудом сохранившейся аудиодорожкой, записанной на пульт во время концерта. Все записи делались на аналоговые носители, и скорость у них почти сразу начинала «плыть». Известным мастером Евгением Гапеевым была проделана уникальная, не имеющая в мире аналогов работа — посекундная синхронизация аналогового видео с пультовым звуком. Реставрировали и видео — то, как «зажигали» рокеры и реагировали на них зрители четверть века тому назад, теперь можно разглядеть в деталях, причем с хорошим звуком.
Выпущенные комплекты являются одновременно как памятником эпохи и руководством к развитию жанра, так и пособием по сценической подаче. Сейчас никому не придет в голову сравнивать нынешних Сукачева или Бутусова с ними же молодыми — злыми, излучающими уверенность, достоинство и внутреннюю силу. Русский рок сейчас — критикуемый жанр, да и до уровня героев Подольска нынешние успокоившиеся мэтры, а тем более новички явно не дотягивают.
Многие артисты сыграли в те далекие дни свои лучшие концерты, и энергетика события сохранилась, несмотря на годы. Издание отлично передает атмосферу того времени, хотя вслушивание в «советский Вудсток», возможно, потребует от нынешней избалованной публики дополнительных интеллектуальных усилий.