Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Экономика
Путин призвал вытеснять импорт из РФ за счет рыночной конкуренции
Мир
Американские СМИ сообщили о возможном приближении упадка США
Спорт
Олимпийский огонь отправился на паруснике из Греции во Францию
Экономика
Медведев предложил асимметрично ответить США на конфискацию активов РФ
Происшествия
Украинский дрон атаковал автобус с пассажирами в ЛНР
Общество
Басманный суд арестовал 12-го фигуранта дела о теракте в «Крокусе»
Мир
Переданные Киеву бомбы GLSDB признали бесполезными из-за российской РЭБ
Общество
Следствие запросило арест еще одного соучастника теракта в «Крокусе»
Происшествия
Двое жителей Волгограда убили 18-летнего таксиста за отказ в бесплатном проезде
Мир
Песков заявил о продолжении попыток выдавливания РФ с энергетических рынков
Авто
Европротокол теряет популярность среди водителей в России
Экономика
Путин заявил, что показатели экономики начала года в РФ оказались выше прогнозов
Происшествия
Пять человек пострадали при повторном ударе ВСУ по селу в Белгородской области
Мир
Суд в ЮАР приговорил трех человек к 10,9 тыс. лет тюремного срока
Происшествия
В Краснодарском крае загорелся мусорный полигон
Мир
Глава МИД Италии поручил вызвать посла России

В «Участи Электры» сильнее всех играет дом

В РАМТе поставили почти античную трагедию Юджина О’Нила
0
В «Участи Электры» сильнее всех играет дом
Фото: Сергей Петров
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Художественный руководитель РАМТа Алексей Бородин сам выпускает спектакли редко, но каждая его постановка, будь то «Берег утопии», «Алые паруса», «Портрет» или «Чехов-GALA», — высказывание серьезное. У только что вышедшей «Участи Электры» есть все шансы превзойти предыдущее творчество маститого режиссера. Но пока это еще спектакль на вырост.

Условия для роста созданы. Сергей Таск заново перевел и осуществил сценическую редакцию пьесы нобелевского лауреата 1936 года. Три части спрессованы в три компактных акта. 

Действие развивается по законам классической симфонии — вначале экспозиция: Эзра Мэннон, генерал войны 1860-х, возвращается домой и, словно Агамемнон, погибает от рук неверной жены Кристины, возомнившей себя Клитемнестрой. Потом напряженная разработка, ведущая к новым жертвам: Лавиния, словно античная Электра, охвачена жаждой мести за любимого отца; ее брат Орин (Орест) не в силах противостоять преступному влечению к матери. Финал спектакля, экспрессивная реприза, намекает на вечную повторяемость: повзрослевшая Лавиния очень похожа на погибшую мать, Орин — на умершего отца, брата и сестру влечет друг к другу, но груз преступлений, прошлых и нынешних, несовместим с жизнью. 

Словом, актерам есть где развернуть всю силу мастерства и темперамента. Но режиссер намеренно приглушил страсти, представив трагедию проклятого рода как горестную повесть о несложившихся судьбах. 

Мстительную Лавинию играет мягкая и тихая Мария Рыщенкова. Милые кудряшки, вздернутый носик, спокойные глаза. Такое существо и муху не обидит, но Бородину нужна именно такая нежная Винни. Нужен контраст домашней, уютной женственности и нечеловеческих испытаний. Свалившееся на плечи Винни может покарать каждого. Но далеко не все найдут в себе силы этому гнету противостоять. Лавиния Рыщенковой, меняющаяся к третьему акту внешне, пока не сильно меняется внутренне. Это все та же девочка, только теперь играющая в свою взрослую маму. 

Опытный Евгений Редько играет Орина исключительным, рефлексирующим страдальцем. Сцена предсмертного умопомешательства Орина — одно из сильных мгновений спектакля. Увы, еще редких. Основное действие протекает довольно холодно. Голоса актеров звучат отчетливо и гулко, словно утопая в морозном воздухе. Недостаток эмоций компенсирует музыка американских композиторов, подобранная и аранжированная Натали Плэже. Особенно горек вальс отчаяния, совмещенный с топотом безмятежной чечетки.

Напряженную атмосферу нагнетают цвета спектакля — в тона выцветших рукописей и выбеленного полотна врываются мрачные серый и черный. А ядовито-зеленые платья Кристины, перешедшие по наследству к Винни, — вызывающи, как взрыв. В костюмах художницы Валентины Комоловой нет ни одной случайной складки. Время скользит между XIX веком и нашими днями, а иногда опрокидывается в античность. 

Но самый сильный герой спектакля — страшный дом, пространство, обреченное на несчастье. Сценограф Станислав Бенедиктов синтезировал здесь черты конструктивизма и античной архитектуры. Здание оживает, щетинится ребристыми колоннами и лестницами, стены плывут, раздвигаясь в лабиринты — то ли заброшенный храм, то ли склеп. Со стен смотрят портреты предков, призывающих привидения в свидетели. Полная луна, зависшая над сценой, высокомерна в своем безмолвии. Как только артисты выйдут на уровень этого грозного величия, спектакль можно будет считать состоявшимся.В «Участи Электры» сильнее всех играет домВ «Участи Электры» сильнее всех играет дом


Комментарии
Прямой эфир