Владимир Романов: «Испугался купить «Ливерпуль»

Владимир Романов — литовский бизнесмен. Президент и основатель Ūkio bankas. Владелец футбольных клубов «Харт оф Мидлотиан» (Эдинбург), «Каунас» (Каунас) и баскетбольного клуба «Жальгирис» (Каунас). В настоящий момент ищет покупателей на свои футбольные активы. Новая страсть Романова — баскетбол, вид спорта, который в Литве уже давно стал религией. И теперь Романов дружит с Арвидасом Сабонисом и хочет собрать команду из литовцев. О своих планах он рассказал в эксклюзивном интервью «Известиям».
— Вы уже прославились далеко за пределами России. Бывают такие ситуации, когда оказываетесь в незнакомой компании?
— Совсем недавно был такой случай, на какой-то загородной встрече, где было много британцев. Там познакомились с одним из английских парламентариев. И когда ему сказали, с кем он рядом сидит, оказалось, что он из Шотландии и просто помешан на футболе. Когда меня представили, он забыл про всю политическую политкорректность. Он 50 раз отжался, чтобы произвести впечатление на меня! Доказывал, что все шотландцы любят футбол и в любом возрасте отлично физически готовы. Перестарался, на следующий день оказался в больнице.
— Ваша эпатажность уже как ореол вокруг. А истории про вас уже стали легендами. Наверное, все уже знают, что вы служили в Мурманске на разваленной подводной лодке, а когда разбогатели, выкупили ее. Остались еще нереализованные юношеские фантазии?
— Хочу в космос полететь!
— Шутите? Вам же 65.
— Такими вещами не шутят. Я сейчас в отличной физической форме. Играю в баскетбол, занимаюсь танцами. Но, к сожалению, сейчас нет столько денег, чтобы организовать полет в космос.
— Несмотря на успехи в бизнесе и желание отправиться в космос, прославились вы как футбольный магнат. А клубов у вас было столько, что никто точно и не знает итоговое количество. Это тоже часть эпатажа?
— Одни делают геройства в быту, другие на работе. Я покупаю футбольные клубы. Великий путешественник Магеллан оставил свой след в истории, а я свой пытаюсь оставить. Хочу, чтобы потом сказали: Владимир Романов не зря прожил свою жизнь.
— Вы владелец легендарного баскетбольного «Жальгириса», но знают вас в мире именно как футбольного магната...
— Я с 16 лет работаю. И всегда в моей жизни был спорт. Гимнастика, бокс, кроссы бегал. Меня даже за первенство города ставили. Тогда я понял, как много спорт значит для людей. И как только начал работать, мечтал вернуться в спорт и направить дела в более правильное русло. Но, к сожалению, современный спорт уже давно стал шоу-бизнесом. И порой очень обидно тратить деньги на это. Но приходится как-то приспосабливаться.
— При этом вы сами придумали сочетание танцев и баскетбола — это же скорее шоу-бизнес, чем спорт?
— Если бы вы серьезно танцевали, то понимали бы, что это очень энергозатратный спорт. И нагрузки там не меньше, чем в баскетболе. А танцобол — лишь возможность совместить два увлечения. И суть игры в том, что после отдельных па на баскетбольной площадке нужно сразу бросать в кольцо.
— Интересная задумка. Но в Литве вас воспринимают в штыки не за это. А скорее за то, что у легендарного «Жальгириса» русский владелец. За что вас так не любят?
— Я же говорю, современный спорт давно уже стал шоу-бизнесом! Я в Шотландию поехал, купил там клуб. Надеялся, что там нет всей этой попсовости. Но нет. Везде одно и тоже. Никакой демократии! Везде судьи берут деньги от двух клубов, а судить хотят честно. Только в Шотландии каждый арбитр должен любить либо «Селтик», либо «Рейнджерс». Иначе карьеру не построить и из низших лиг не выбраться. А изменить ситуацию невозможно. Ты начинаешь бороться, а большая машина-система тебя перемалывает. Как та история с Мердоком. Когда я сказал, что «Хартсом» управляет мафия, на меня пошла волна. Если начинаешь ломать этот шоу-бизнес, то все встают против тебя. И вместо развития команды приходиться бороться со всей системой сразу.
— Но есть же и что-то приятное в спорте. Скажем, полные трибуны в Каунасе на баскетболе.
— Да и тут все перевернуто с ног на голову! Мы выигрываем, но нас не поздравляют, а говорят — мы в золоте купаемся! Хотя у меня тогда в «Хартсе» бюджет был в 10 раз меньше, чем у «Селтика»! Так же и в Литве на баскетболе. Всё одно и то же! Мы с «Летувос Ритас» исторические конкуренты. Всегда так было в литовском баскетболе. Так сейчас вместо дуэли двух сильных клубов начинают считать, у кого больше денег, а не кто лучше играет. Хотя бюджеты у нас практически одинаковые — 25 млн на год. И это все борьба шоу-бизнеса, а не спорта.
— А вы романтик. Кому нужен чистый спорт?
— Стал бы я тогда всё свое состояние вкладывать в спорт, который не приносит прибыли? Я хочу сломать эту систему в спорте. Это невозможно, но кто-то должен бороться. А взамен я получаю мифы о себе. И дураком меня называют, и самодуром объявили.
— У вас была отличная возможность поменять всю систему, когда все литовские футбольные клубы были ваши.
— Ну, вот еще один миф. Мои не все были. Из 10 команд в лиге две полностью моих и еще три — в доле с партнерами. Всего пять клубов. Так все разом не изменишь.
— Простите, но зачем пяти клубам один хозяин? В чем смысл?
— Слушайте, но у всех больших команд была пирамида. И у московского «Спартака», и у киевского «Динамо». Невозможно маленьким литовским клубам бороться с такими грандами. И я пытался сделать так, чтобы у нас был достойный ответ. Строил пирамиду. Потом была возможность купить «Ливерпуль». Вот была бы возможность для литовских футболистов! Но, честно говоря, тогда испугался. Хотел сделать это с компаньонами, но российский партнер в последний момент отказался. Цена вопроса была 200 млн. И совсем скоро цена выросла в три раза! Но я момент упустил. Меня тогда уже возненавидели в Шотландии, и самостоятельно покупать «Ливерпуль» я не стал.
— Это уже звучит как бизнес-план. Купить за 200, продать за 600. Но про «Жальгирис» и баскетбол в Литве так не скажешь. Тут прибыли не будет. Хотя баскетбол — религия.
— «Хартс» с литовцами в составе обыгрывал «Селтик» на глазах у 60 тыс. зрителей. Я тогда еще тренеру сказал: «Шансов немного, ставь молодежь. Это будет их шанс». И мы выиграли, а трибуны молча опустели. Вот это была моя победа! Я достиг чего-то. Мы на равных сражались с «Ливерпулем». Хотя клубы из разных галактик. «Рейнджерс» приехали в Литву играть с «Жальгирисом» — мы их выбили из кубка. Победа на память! И я ушел из этого футбола. А он вернулся снова к мафии и бандитам. Мы не можем без бандитов! Надо же кому-то убивать коммунистов и крушить памятники. Я от них ушел и теперь занимаюсь только баскетболом.
— Для полной коллекции не хватает только хоккея в Литве. В КХЛ будут рады.
— Да мы даже говорили об этом с президентом КХЛ Александром Медведевым. Но в Литве это невозможно. Спорт это индустрия государства. Федерации сливки снимают, но развивает государство. Для хоккея нет почвы в стране, да и финансов уже столько не наберется. Всё потратил на футбол.
— Сейчас баскетбол в Литве — серьезная национальная идея...
— Все знают, что такое баскетбол в Литве. Но при этом ситуация такая, что наши игроки разбросаны по всему миру! Никто не хочет играть дома. А я решил собрать всех лучших литовцев в одной команде. Хотели главную звезду вернуть домой, Шарунаса Ясикявичуса. Но ему уже предложили должность после окончания карьеры, и мы не смогли убедить. Однако приехали Лавриновичи, Каукенас. И для Литвы это серьезное событие. Теперь первое поражение ЦСКА в сезоне состоялось именно в Каунасе. Люди в восторге!
— Получается, русский владелец радеет за национальную идею литовского баскетбола?
— Глупость какая! Вот кто сказал, что литовцы и русские — разные народы? Испокон веков был один народ. Только князья разные. Византийцы и монголо-татары разбили на три части одну страну. И стали русичи отдельно, литовцы отдельно. Потом вмешалась религия, политика — и теперь это разные страны. Но люди-то одни!