Россия ищет выход из сирийского тупика

В ходе своего ближневосточного турне глава российской дипломатии Сергей Лавров приложит максимум усилий, чтобы активизировать исламский фактор в сирийском урегулировании. Он уже побывал в Египте. 6 ноября провел переговоры в Иордании, в том числе и с представителем сирийской оппозиции. А уже 9–10 ноября отправляется в Саудовскую Аравию.
— При подписании Женевских соглашений 30 июня каждый участник обещал, что приложит все усилия, чтобы заставить ту сторону, с которой общается, прекратить вооруженное столкновение и сесть за стол переговоров, — заявил в Каире Лавров. — И Россия это делает. Однако некоторые другие страны продолжают поддерживать оппозицию, призывая ее воевать до победного конца. Естественно, при таком раскладе невозможно прекратить кровопролитие.
В той ситуации, когда большинство стран Запада настроено на безоговорочное свержение режима Башара Асада, возможность для маневра остается лишь на Ближнем Востоке.
— На встречу в Женеву не были приглашены, хотя на этом настаивала Москва, два влиятельных региональных игрока — Иран и Саудовская Аравия, — напомнил «Известиям» руководитель постоянной делегации Совета Федерации в Азиатской парламентской ассамблее Рудик Искужин. — Без них урегулировать сирийский кризис крайне сложно.
Более плотное привлечение этих стран к решению сирийской проблемы позволило бы сблизить позиции шиитов и суннитов. Пока же иранцы поддерживают режим Асада, а саудиты — сирийскую оппозицию, поставляя ей через Турцию оружие. Москва же хотела бы максимально широко задействовать арабский и исламский фактор для сирийского урегулирования. Лавров в Египте и Иордании провел встречи с такими разными политиками, как палестинский глава Махмуд Аббас, генсек Лиги арабских государств (ЛАГ) Набиль аль-Араби, член политбюро ХАМАС Машааль Мусу Абу Марзук и экс-премьер Сирии оппозиционер Рияд Хиджаб.
Во время переговоров Сергея Лаврова с президентом Египта Мухаммедом Мурси тот предложил организовать «исламский квартет» по Сирии в составе Египта, Ирана, Саудовской Аравии и Турции.
Примерно в то же время турецкий премьер Реджеп Тайип Эрдоган выступил с инициативой создать две тройки «миротворцев» по Сирии — Турция, Россия, Иран и Турция, Иран, Египет.
— Мы приветствуем любые форматы, если они могут привести к мирному урегулированию сирийского конфликта, — отметил заместитель руководителя МИД РФ Михаил Богданов.
Однако член научного совета Московского Центра Карнеги Алексей Малашенко скептически оценивает эти предложения Каира и Анкары.
— Все это красиво звучит, но является некой полумерой после того, как провалились главные силы. Это даже не игра, а что-то вроде декларативных заявлений, — сказал эксперт «Известиям».
По его мнению, с «этими квартетами и тройками» Сирия считаться не будет.
— Без грандов — американцев и европейцев — никакого решения быть не может. Самое интересное начнется, когда в США завершится избирательная кампания и Вашингтон станет вести себя поэнергичнее. У Обамы будут наконец-то развязаны руки. А Ромни, если победит, будет вынужден проявлять ту самую решительность, о которой так много говорил.