Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лавров сообщил об уважении Трампа Россией из-за отстаивания им интересов США
Мир
В Британии призвали смягчить санкции против РФ для достижения мира на Украине
Мир
Посол РФ в Молдавии указал на вмешательство Европы в дела страны
Армия
С подконтрольной ВСУ территории возвращены 146 российских военнослужащих
Армия
Силы ПВО за ночь сбили 95 украинских БПЛА над регионами России
Мир
В КНДР испытали новые модифицированные зенитные ракеты
Общество
В России начнут проверять привязанные к «Госуслугам» сотовые номера
Мир
Около 8 тыс. немецких солдат приняли участие в учениях НАТО Quadriga 2025
Мир
Путин на следующей неделе отправится в Китай
Мир
Израиль нанес авиаудар по столице Йемена Сане
Мир
США решили покинуть две базы в Ираке и ускорить вывод сил из страны
Мир
Ливни вызвали сильное наводнение в Мексике
Мир
ЦАХАЛ нанесла удар по президентскому дворцу в Йемене
Мир
Постпред России назвал невнятными сообщения МАГАТЭ об атаках на Курскую АЭС
Общество
СК возбудил уголовное дело после ицидента в «Детском мире» в Москве
Происшествия
Губернатор Ленобласти сообщил об уничтожении двух БПЛА над Кингисеппским районом
Общество
В Ленинградской области бывшего прокурора арестовали за взятку в 2 млн рублей

Непенсионное накопление проблем

Политолог Борис Межуев — о минусах «технического» правительства
104
Выделить главное
Вкл
Выкл

Комментаторы бурно обсуждают печальную для нашего правительства новость: его глава не смог взять на себя ответственность за подготовленную его же кабинетом пенсионную реформу. И принятие этого решения накануне слушаний в Думе относительно данного законопроекта выпало на долю президента Владимира Путина. Путин поддержал решение о троекратном сокращении обязательной накопительной части пенсионных отчислений, предложив, однако, сохранить существующую систему до 1 января 2014 года.

Многие эксперты правых взглядов стали говорить о готовящемся полусоциалистическом перераспределении. Надо полагать, что именно подобная критика, в том числе со стороны финансового сектора, для которого пенсионные накопления — важный источник так называемых «длинных денег», явилась причиной, отмечаемой почти всеми СМИ, странной нерешительности главы правительства. Дмитрий Медведев не хотел выступить с технической мерой, которая не вполне соответствовала его образу либерального политика.

Впрочем, проблема, по-видимому, глубже, и она имеет не технический, но политический характер.

 Я не очень понимаю до сих пор, чем руководствовался Путин, когда предлагал своему партнеру по тандему возглавить партию «Единая Россия» и тем самым фактически сделать последнюю политической опорой своего правительства. Повторяю, на этот вопрос я никогда не встречал никакого внятного ответа. Но едва ли президент пошел на этот шаг, не желая как-то политически укрепить Медведева и его правительство. Пускай, Путин даже в этот момент уже задумался о собственной новой партии, «Объединенном народном фронте» или какой другой, но все-таки он вверял уже существующую партию большинства, а следовательно, и Думу в целом, в руки премьера. Едва ли он так поступал для того, чтобы потом не позволить Медведеву ничего делать на этом направлении, как предполагают многие недоброжелатели.

Тем не менее как легко было заметить по всей деятельности Думы в нынешнем году, отношения премьера и его партии носили чисто формальный характер. Черномырдин был действительно хозяином в «Нашем Доме — России», Лужков, вне всякого сомнения, полностью контролировал свое «Отечество». «Единая Россия» всегда была каким-то нелюбимым ребенком всех своих родителей. Путин держался от нее на дистанции, Медведев вообще ее сторонился. Неужели предложение Путина носило столь формальный характер, что премьер не мог делегировать хотя бы в исполком партии своих собственных представителей? Если же абсолютно все рычаги управления ЕР железно находились в администрации президента, зачем тогда вообще было соглашаться на роль фальшивого генерала на чужой свадьбе? И нельзя исключать, что Медведев не рискнул самостоятельно выступить в поддержку пенсионной реформы, поскольку был не уверен в наличии политической поддержки инициативе его правительства в не слишком любящей его Государственной думе.

Мне представляется вот что. Решение Путина поставить Медведева во главе «Единой России» было свидетельством отчасти колебаний, но отчасти и сознательных поисков оптимальной модели исполнительной власти, наличие которых было следствием особенностей транзита 2011 года, декабрьского «политического пробуждения» и затем — естественно возникшей дискуссии о будущей конституционной реформе. Тогда экспертными кругами, близкими к власти, высказывались пожелания о необходимости трансформировать нашу систему либо по американскому (президент — формальный глава кабинета), либо по французскому образцу (сильная президентская власть сосуществует с относительно независимым от нее правительством, формируемым парламентом). Медведеву, как представляется, дана была возможность отчасти тестировать французский путь.

Возможно, эта была игра с заведомо проигрышным результатом, возможно, премьеру нужно было проявить характер в отношениях с администрацией, однако итог теста оказался неутешительным. Правительство как бы провисло между командой президента и парламентом. По ходу дела оно теряло в том числе и поддержку либеральной экспертократии, которая ждала прихода вместо Медведева более сильной фигуры справа. О государственниках и говорить нечего, сюжет грядущей отставки кабинета был излюбленной темой разговора в этих кругах все минувшее лето.

И все же пока этой отставки не произошло, как ни ждали ее левые и правые круги. И нельзя исключать, что, проявив политическую слабость, Медведев укрепил свои аппаратные позиции. Устранившись от принятия решений, а еще ранее отказавшись от попыток управления вверенной ему в попечение партией, он однозначно продемонстрировал Путину, что более ни в каком смысле не является политиком и согласен на роль послушного проводника решений патрона.

Хотелось бы верить, что Путину такое самоумаление не нужно. Что он не укрепился в мысли, что в Отечестве все идет хорошо и менять ничего не следует. Что система хорошо работает, а если что в ней и поломается, то это легко будет поправить с помощью ручной настройки. Что бесформенная модель исполнительной власти с непрописанными ролями всех основных игроков и есть та модель, которую действующий президент передаст по наследству своему преемнику. Короче, не хотелось бы думать, что нынешний Путин доволен нынешним Медведевым. И что маленький политический дефолт последнего есть его гигантская номенклатурная победа.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением, Пользовательским соглашением и Соглашением о конфиденциальности