Новости, деловые новости - Известия
Вторник,
30 августа
2016 года

ФСБ проверяет интерес Сердюкова к лимузину Фиделя Кастро

Спецслужбы изучают судьбу раритетных автомобилей, в 2010 году вывезенных из рязанского Музея военной автомобильной техники

ЗИЛ-117. Фото: wikipedia.org

Громкое уголовное дело о махинациях с имуществом Минобороны может пополниться новыми эпизодами. ФСБ заинтересовалась судьбой коллекции раритетных машин рязанского Музея военной автомобильной техники, в которой были лимузины «ЗИС» и «ЗИЛ» Никиты Хрущева и Фиделя Кастро. Стоимость уникальной коллекции оценивается в несколько десятков миллионов евро. В 2010 году музей расформировали по приказу тогдашнего министра обороны Анатолия Сердюкова, а сама экспозиция оказалась в столичном спецгараже Минобороны. Чекисты не исключают, что часть уникальной госколлекции автомобилей при переезде экспозиции могла пропасть и оказаться в частных руках.

Как рассказали «Известиям» источники в спецслужбах, проверка в Рязани и Москве началась несколько дней назад. Проверяющих из ФСБ интересуют обстоятельства расформирования музея и перевод его экспозиции на 147-ю автобазу Минобороны на столичной Рублевке.

Музей военной автомобильной техники был создан в 1994 году при Рязанском военном автомобильном институте (РВАИ) по постановлению правительства к 50-летию победы в Великой Отечественной войне над фашистской Германией. Тогда же со всей страны в музей были отправлены уникальные антикварные автомобили и техника. 

Среди 150 экспонатов были лимузин-кабриолет ЗИЛ-111, на котором Юрия Гагарина везли из аэропорта до Красной площади для доклада руководству страны об успешном полете в космос; ЗИЛ-117 1971 года выпуска, на котором ездил кубинский лидер Фидель Кастро во время визитов в Советский Союз; ЗИС-110 первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева, а также уникальный первый образец «русского виллиса» — ГАЗ-67. В музее были правительственные «Чайки», «ЗИМы», ГАЗ-12, экспериментальные образцы военной техники, созданные для Минобороны и спецслужб в единичных экземплярах.

По самым скромным подсчетам экспертов, общая стоимость этой коллекции составляет несколько десятков миллионов евро. Это без учета стоимости ряда уникальных автомобилей, которые практически не имеют цены.

— Кабриолетов ЗИЛ-111 было выпущено восемь штук, сейчас стоимость такого автомобиля составляет €800 тыс., — рассказывает замдиректора реставрационной мастерской Музея техники Вадима Задорожного Юрий Костькин. — ЗИС-110 в зависимости от комплектации может стоить до €600 тыс. «Чайки» на рынке оцениваются в €50 тыс. Но у машин может быть и своя история — в зависимости от того, кому она принадлежала и кто на ней ездил, стоимость может значительно увеличиться.

В 2010 году по личному приказу министра обороны Анатолия Сердюкова музей в Рязани был неожиданно расформирован. А самые уникальные экспонаты переправлены на 147-ю автобазу Минобороны в Москву. Теперь чекисты подозревают, что часть коллекции так и не доехала до Москвы или уже здесь попала в руки богатых коллекционеров.

Бывший директор музея Рудольф Вандер подтвердил «Известиям», что несколько дней назад к нему пришли сотрудники ФСБ, которые запросили всю документацию, связанную с переводом экспонатов из музея на автобазу.

— Сотрудники ФСБ сняли копии с приказов и документов на переданную в Москву технику, — рассказывает «Известиям» Вандер. — Они сказали, что есть подозрения, что часть экспонатов пропала.

Вандер по-прежнему считает, что причиной для закрытия музея стала личная прихоть Сердюкова.

— Интерес к нашей коллекции он стал проявлять сразу после того, как возглавил Минобороны, — рассказывает Вандер. — Узнав, что у нас есть раритеты, Сердюков распорядился сделать для него подробный фотоальбом всех экспонатов, сфотографировав их со всех ракурсов. 

C 2007 по 2009 год, по словам экс-директора, сотрудники музея сделали три таких фотоальбома и отправили их министру.

— Нам сказали, что альбомы министру очень понравились, — вспоминает Вандер. — А вскоре к нам приехал и сам Сердюков со своими помощниками, среди которых была и молодая женщина.

По словам экс-директора музея, когда министр со свитой проходили мимо жемчужин коллекции — автомобилей ЗИЛ-111В и ЗИЛ-117, женщина толкнула Сердюкова в бок и громко произнесла: «Такой машины у нас нет». После этого у музея и начались проблемы.

Сначала музей лишили статуса — и он стал Историко-мемориальным залом в составе Музея истории ВДВ. А затем был выпущен и приказ от начальника автотранспортной службы Минобороны полковника Сергея Климова, где сообщалось, что 11 марта 2010 года министр обороны Анатолий Сердюков принял решение о переводе автоэкспозиции в Москву.

— К нам приехали эвакуаторы и увезли 63 самых ценных экспоната. При этом все документы на автомобили остались у нас, — рассказывает Вандер. — О дальнейшей судьбе экспонатов я ничего не знаю. 

В 147-й автобазе Минобороны «Известиям» заявили, что все экспонаты из рязанского музея находятся у них в целости и сохранности.

— Это музейные образцы, поэтому они стоят в спецхранилище и никуда не выезжают, — пояснил начальник базы Александр Грабко.

Эксперты поясняют, что есть много способов скрыть пропажу раритетной техники.  

— Мы не раз сталкивались с ситуацией, когда музейный экземпляр танка или автомобиля оказывался в прямом смысле слова пустышкой — из них вынимали двигатель и всю уникальную начинку, которые затем продавали за большие деньги западным коллекционерам, — рассказывает «Известиям» оперативник МВД.  

Автоэксперт Юрий Костькин также слышал о подобных аферах.

— Ценность редкого или раритетного автомобиля заключается именно в оригинальных деталях, которые в этой связи пользуются очень высоким спросом у коллекционеров, — рассказывает Костькин. По его словам, после закрытия Рязанского музея военной автомобильной техники все его экспонаты словно растворились.

Анатолий Сердюков был отправлен в отставку с поста министра обороны 6 ноября 2012 года после разразившегося коррупционного скандала вокруг подведомственного Минобороны предприятия «Оборонсервис».

По версии следствия, ряд высокопоставленных военных чиновников в 2009–2010 годах занимались аферами при продаже недвижимости, земельных участков и акций, принадлежащих «Оборонсервису» (уставный капитал — 190,9 млрд рублей). Следователи считают, что схема была следующей: чиновники Минобороны выбирали из активов «Оборонсервиса» самые ликвидные и престижные объекты, в том числе и в центре Москвы. Затем, как правило, в эту недвижимость делались крупные бюджетные вливания, после чего имущество продавалось по заниженной цене подконтрольным «Оборонсервису» компаниям. Общая сумма ущерба от занижения стоимости военного имущества превышает 3 млрд рублей.

Главой департамента имущественных отношений Минобороны в это время была протеже Сердюкова Евгения Васильева. В конце октября в ее квартире следователи провели обыск, во время которого обнаружили антиквариат и 1,5 тыс. ювелирных украшений общей стоимостью в несколько миллионов долларов. Как сообщали «Известия», соседом Васильевой был сам экс-министр обороны. Следователи проверяют законность доходов, на которые Васильева, а также сестра Сердюкова Галина Пузикова купили несколько квартир в элитном доме № 6 в Молочном переулке. Пузиковой, по данным налоговых органов, принадлежат в этом доме три квартиры, два гаража, а также нежилое помещение, стоимость которых оценивается в 700 млн рублей.

В рамках «дела «Оборонсервиса» арестованы супруги из Санкт-Петербурга — Екатерина Сметанова и Максим Закутайло, которые учились на юрфаке СПбГУ вместе с Сердюковым и Васильевой. Сметанова возглавляла фирму, которая оценивала имущество при сделках «Оборонсервиса».

Известия // понедельник, 19 ноября 2012 года

ФСБ проверяет интерес Сердюкова к лимузину Фиделя Кастро

ФСБ проверяет интерес Сердюкова к лимузину Фиделя КастроСпецслужбы изучают судьбу раритетных автомобилей, в 2010 году вывезенных из рязанского Музея военной автомобильной техники

скопируйте этот текст к себе в блог:

Новости партнеров




Новости сюжета «Сердюков»:

реклама
Закрыть

Цитировать в комментарии
Сообщить об ошибке