Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Политика
Песков заявил о неизменности целей СВО
Политика
Лавров назвал чистосердечным признанием слова Борреля о войне Европы против РФ
Мир
В Кремле призвали к сдержанности на фоне эскалации между Ираном и Израилем
Мир
Экспорт газа РФ по «Турецкому потоку» в страны ЕС остался рекордным
Экономика
В ЦБ сообщили о росте средств россиян на банковских вкладах
Политика
Медведев назвал вероятным решение Запада о ликвидации Зеленского
Мир
Байба Браже стала новой главой МИД Латвии
Общество
Минздрав заявил о достижении всех показателей проекта «Здравоохранение» в 2023 году
Мир
В Париже запретили акцию против расизма и исламофобии
Общество
Более 400 домов в Оренбургской области за сутки освободились от воды
Мир
В Палестине озвучили намерение продолжать отстаивать свои права в ООН
Общество
Минобрнауки прокомментировало увольнение ректора Института русского языка
Мир
Страны G7 19 апреля обсудят ситуацию вокруг удара Израиля по Ирану
Экономика
Эксперт указал на использование США стран ЕС для пополнения своего бюджета
Мир
В Кремле указали на индивидуальный характер ограничений поездок чиновников за рубеж
Общество
В Курганской области подтоплены почти 2 тыс. жилых и около 3,4 тыс. дачных домов

Быть Виктором Пелевиным

Писатель Вадим Левенталь — о самом загадочном российском литераторе
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Виктор Пелевин — единственный, наверное, писатель, чье 50-летие — само по себе достаточный информационный повод для колонки. Понятно, почему так: без Пелевина представить себе нашу жизнь невозможно. Не то что литературную жизнь — это понятно: из писателей на Пелевина ориентируются или от Пелевина отталкиваются все, кому до 50 еще 10, 20 или 30 лет, — больше того, без него невозможно представить себе просто жизнь.

Пелевина мы ежедневно цитируем, «по Пелевину» понимаем происходящее, вообще иногда возникает ощущение, что мы живем в мире, придуманном Пелевиным. Так Петр Пустота обнаружил однажды, что живет в мире Котовского, а героиня рассказа «Девятый сон Веры Павловны» после смерти попала в роман Чернышевского.

Откуда это ощущение — понятно: в 1990-х вместе с новой страной родился новый язык, и именно Пелевин из ртути нового русского языка синтезировал золото формул, описывающих новую реальность. Грубо говоря, когда Пелевин пишет, что раньше нами правил красный дракон, а теперь зеленая жаба, он описывает реальность, и только. Но потом, поскольку мы прочитали об этом у Пелевина и благодаря ему это наконец заметили, каждое новое явление реальности, подтверждающее справедливость найденной им метафоры, вызывает у нас дежавю с привкусом пелевинщины.

Сказанное выше — всего лишь общее место. Более того, через много лет формула «кто не хочет работать клоуном у пи…сов, будет работать пи…сом у клоунов», как и многие другие, потребует комментария. Вообще актуальный политический комментарий выветривается из текста прежде всего остального. Пелевин — безусловно, лучший политический комментатор (или, по Льву Данилкину, создатель действующих моделей современности), но не это само по себе делает его большим писателем.

Вот о чем никто, кажется, еще не сказал: Пелевин в новейшей русской литературе — первый и главный наследник Набокова. «Началось все с того, что как-то однажды днем Вера задумалась не о смысле существования, как она обычно делала раньше, а о его тайне», — это ведь то самое, что делает и набоковский Фальтер. И это как раз то особое смещение взгляда, которое и Набокова делает Набоковым, и Пелевина — Пелевиным. «Это тайна та-та, та-та-та-та, та-та, а точнее сказать я не вправе», — эти ключевые для понимания Набокова стихи можно было бы вложить в уста любого из пелевинских героев.

В русской прозе, а особенно в XX веке нет магистрального течения. Но наряду с линиями (условно, крайне условно) Горький–Фадеев–Трифонов или, например, Кузмин–Мандельштам–Гинзбург есть и такая: Л.Толстой–Набоков–Пелевин.

Подробному объяснению, почему так, нужно было бы посвятить не одну страницу. И то, что Набоков много пишет о Толстом, а Пелевин — о них обоих, — конечно, признак связи, а не доказательство. И все-таки конспективно. Это общность стилистическая (не красота слога — самоцель, а точность высказывания; красота появляется только вместе с точностью), общность творческая (презрение к унылой «правде жизни»; только творческое воображение понимает, как все «на самом деле»), общность идейная (рассуждения о Пелевине-постмодернисте и Пелевине-буддисте всегда попадают пальцем в небо; он, как и Набоков, и Толстой, — кантианец, если уж на то пошло). Наконец, особый вкус к иронии и не в последнюю очередь — к самоиронии.

Пелевину сегодня 50. Сделанного им к сегодняшнему дню достаточно по любому, самому гамбургскому, счету. И однако на весну анонсирован новый роман, и это радостно. Я предпочитаю смотреть в будущее без скепсиса: у Пелевина, я думаю, есть еще чем нас порадовать. 

Комментарии
Прямой эфир