Москвичам показали оперу о композиторе-убийце

В рамках проекта «Новый музыкальный театр» в Московском музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко состоялась российская премьера оперы Сальваторе Шаррино «Лживый свет моих очей» (Luci mie traditrici).
На первый взгляд, содержание оперы — самое тривиальное. В центре внимания — любовный треугольник: Герцог Маласпина (Андрей Капланов) любит Герцогиню (Екатерина Кичигина), а сердце Герцогини крадет таинственный Гость (Татьяна Абраменко), появляющийся в семейном гнезде в самый неподходящий момент. В пороке Герцогиню уличает Слуга (Павел Глядешин), он же доносит на госпожу Герцогу. А тот в порыве ревности хладнокровно убивает изменников.
Новый виток сюжет приобретает, если учесть первоисточник либретто: композитор взял за основу пьесу итальянского поэта середины XVII века Джачинто Андреа Чиконьини «Преступление ради чести», написанную по реальным событиям. В жизни вину герцога Джезуальдо ди Венозы так и не доказали, а сам он следующие 30 лет после смерти супруги провел в уединении, написав семь сборников мадригалов — музыкальных шедевров эпохи Возрождения.
О том, что перед нами великий композитор, в опере не говорится ни слова. Время тоже обозначено намеком: в инструментальных интермедиях использована старинная мелодия Клода Лежена. В этих местах публика отдыхает, потому что музыкальный язык Шаррино не является музыкой в обычном понимании и требует сосредоточенного вслушивания. Сам композитор характеризует свой стиль как «естественный, органический, биологический». Тонкие шумы, вплоть до скрипа волоса смычка, создают скорее атмосферное впечатление: такими звуками мы интуитивно наслаждаемся на природе.
На суд российского зрителя опера была представлена в концертно-сценической версии. Для постановки пригласили итальянского режиссера Катерину Панти Либеровичи. В итоге единственной декорацией оказался медицинский стол-каталка, обозначающий и брачное ложе, и катафалк. На сцене в основном темно, четыре певца поют по нотам — вокальная партия сложна и никак не связана с тем, что происходит в оркестре. На помощь вокалистам приходит второй дирижер — рядом со сценой, следя за главным дирижером, Игорем Дроновым, через монитор, героями управляет ассистент Владимир Горлинский.
Художественный руководитель проекта, композитор Владимир Тарнопольский рассказал «Известиям», что постановкой доволен.
— Она полуконцертная и очень лаконичная. Также мне нравится, что она черно-белая, без претензий, с ключевыми точками, как некая акупунктура, — сказал худрук. — В интернете я нашел постановки европейских театров. Там обилие костюмов, декораций, где-то постоянно льется кровь. И меня это скорее раздражает, так как не идет к музыке Шаррино.
Одной оперой знакомство московской публики с музыкой Шаррино не ограничится — 8 декабря в Концертном зале имени Чайковского пройдет концерт инструментальной музыки композитора.
- ВКонтакте