Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Трамп сообщил о выдвижении Уолтца на должность постпреда США при ООН
Армия
Средства ПВО за ночь уничтожили более 120 БПЛА ВСУ над регионами России
Мир
СМИ заявили об ожидании США ратификации соглашения по ресурсам в раде за неделю
Происшествия
Силы ПВО сбили семь дронов ВСУ в ходе отражения воздушной атаки на Севастополь
Общество
Московский снегопад побил рекорд 116-летей давности
Общество
В Дагестане предотвратили теракт в отношении сотрудников правоохранительных органов
Мир
Вэнс сообщил о продолжении участия Маска в работе DOGE после сокращения
Мир
Reuters сообщило о планах ООН провести реорганизацию на фоне кризиса финансирования
Мир
Трамп предупредил о введении санкций против покупающих нефть у Ирана стран
Мир
В Турции сообщили о повреждении более 4,2 тыс. зданий из-за землетрясения в Стамбуле
Армия
Российские военные восстановили памятник героям ВОВ в ДНР
Мир
Власти Китая заявили об оценке проведения переговоров с США по торговле
Армия
Расчеты самоходных пушек «Гиацинт-С» уничтожили бронетехнику и живую силу ВСУ
Общество
Мещанский суд Москвы возбудил уголовное дело о госизмене в отношении россиянина
Мир
CNN сообщил о нежелании Уиткоффа занимать пост советника Трампа по нацбезопасности
Мир
Американская певица Джилл Собьюл погибла при пожаре в США
Мир
Румыния депортировала корреспондента RT Чей Боуза

Ядерные реакторы на отходах начнут строить к 2030 году

В пилотный проект, который планируется завершить через восемь лет, вложат свыше 40 млрд рублей
0
Ядерные реакторы на отходах начнут строить к 2030 году
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Матвеев
Выделить главное
Вкл
Выкл

К 2030 году в России планируется начать строительство принципиально новых ядерных реакторов БРЕСТ-1200. Об этом «Известиям» рассказал один из создателей проекта, Юрий Стребков, замглавы Института имени Доллежаля (входит в ГК «Росатом»). Помимо выработки электроэнергии, у России есть возможность получить прибыль от утилизации отработавшего ядерного топлива (ОЯТ). Ряд экспертов относятся к уникальному проекту со скепсисом. Кроме того, есть проблемы с жителями Томска, которые выступают против возведения нового ядерного объекта под городом.

— Это первый в России энергетический реактор, который создается с нуля как коммерческий источник энергии, — говорит конструктор. — Все предыдущие были конверсией установок военного назначения, создававшихся для наработки оружейного плутония или для подводного флота. Особенностями нового реактора являются реализация идеи замкнутого топливного цикла, менее дорогостоящая конструкция по сравнению с существующими (дешевле почти на 30%) и, главное, гораздо большая безопасность.

Сейчас традиционные АЭС работают на топливе, которое получают обогащением природного урана. Основной отход обогащения урановых руд — так называемый обедненный уран-238. Он же составляет основную часть отработанного ядерного топлива (ОЯТ) — его сейчас в России накопилось более 18 тыс. т. Новая топливная технология в теории позволит использовать в качестве топлива именно этот невостребованный уран-238, с небольшой добавкой плутония, говорит Стребков. По его словам, дополнительную выгоду сулят также уменьшение срока хранения и ликвидация затрат на захоронение ОЯТ.

Первый, опытный реактор по новой технологии — БРЕСТ-ОД-300 мощностью 300 МВт — предполагается построить к 2020 году в городе Северск Томской области на площадке ОАО «Сибирский химический комбинат». Инвестиции в прототип оцениваются в 25 млрд рублей, в пристанционный замкнутый топливный цикл — ориентировочно 17 млрд рублей. О дислокации новой АЭС стало известно недавно, и на прошлой неделе жители Томска устроили пикет в центре города с требованием отменить стройку — ведь в Северске, помимо прочего, планируется построить еще одну традиционную АЭС. Конструкторы, однако, заявляют, что даже подрыв террористами реактора БРЕСТ-300 не приведет к выбросу радиоактивных веществ — свинец, который здесь планируется использовать в качестве теплоносителя, просто «запаяет» любые повреждения бетонного корпуса, уверяет Стребков.

— По мере обкатки будет корректироваться конструкция и эксплуатационные характеристики, разработан проект энергоблока большей мощности и к 2030 году планируется начать серийное строительство реакторов семейства БРЕСТ мощностью порядка 1200 МВт, — добавил конструктор. — Сейчас разработка находится в числе приоритетных, составлены жесткие графики работ. С вышестоящим руководством каждую неделю встречаемся, буквально по пунктам контролируем ход работ.

Глава некоммерческого партнерства «Атомпромресурсы» Андрей Черкасенко отмечает, что выбор площадки в Томской области, на базе Сибирского химкомбината, не случаен.

— Там только что вывели из эксплуатации несколько уран-графитовых ядерных реакторов и потому и сопутствующие топливные технологии, и персонал, и техническое обеспечение уже есть, как и научная база Новосибирского университета, — пояснил эксперт.

У коллег из Курчатовского института есть обоснованные сомнения по поводу реализации проекта БРЕСТ-300. Как рассказал «Известиям» доцент кафедры теоретической и экспериментальной физики ядерных реакторов Павел Алексеев, неплохая идея сопровождается грудой научных и технических проблем.

— По этой реакторной технологии исследования практически не проводились. Ни у нас, ни в других странах пока нет даже небольшого экспериментального реактора, поэтому нет четкого понимания процессов, нет разработанных технологий, — говорит физик. — Поэтому научное сообщество относится весьма критично к этой идее. А сосредоточение большей части финансирования на этом проекте практически останавливает работы по всем остальным направлениям разработки перспективных реакторов 4-го поколения, например по быстрому жидкосолевому реактору. Ядерная энергетика — это не та отрасль, где можно, вложив кучу денег, быстро решить все сопутствующие проблемы; требуются продолжительные фундаментальные и технологические исследования. Весь мир пока склоняется к более изученной и отработанной схеме с натрием в качестве теплоносителя, а здесь чистый свинец — по нему вообще пока никто не работал в необходимой степени.

Кроме того, позиционировать идею как уже практически готовый проект, чтобы получить большое финансирование на ранней стадии, — не самый верный подход, добавил Алексеев. Андрей Черкасенко из «Атомпромресурсов», впрочем, видит и перспективы нового проекта.

— Здесь надо делать поправку и на противостояние научных школ, — отмечает Черкасенко. — Если этот эксперимент увенчается успехом, то это будет действительно прорыв для нашей науки и ядерной энергетики. И то, что «Росатом» готов вложить в этот проект порядка 40 млрд рублей собственных средств, говорит о серьезности намерений. Если все получится, вероятно, Китай будет заинтересован в приобретении этой технологии. Но сначала надо довести теорию до практики.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением, Пользовательским соглашением и Соглашением о конфиденциальности