Столичные остановки развернут «спиной» к дороге

Столичные власти рассматривают возможность разворота остановочных павильонов стенкой к проезжей части. Об этом «Известиям» рассказал главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. По его словам, такая мера частично обезопасит горожан от вылетающих на тротуары автомобилей, а также убережет пассажиров от брызг с дороги.
По словам Кузнецова, Москомархитектура разрабатывает сразу несколько технических решений, призванных повысить безопасность пассажиров на остановках общественного транспорта.
— Это могут быть и защитные столбики вдоль дороги, и ограждения, — пояснил он. — Есть достаточно радикальная мера: поставить остановки наоборот. Стеклянная глухая стена, возможно, укрепленная снизу, будет «смотреть» на проезжую часть, защищать пассажиров от брызг с дороги, ну и, конечно, в плане безопасности такая конструкция предпочтительнее.
В этой стене надо оставить 1–2 небольших прохода для пассажиров к автобусу. Транспорт, в свою очередь, должен останавливаться так, чтобы его двери оказывались напротив проемов, добавил Кузнецов. Такой тип остановки общественного транспорта применяется за рубежом, в частности в Копенгагене, Лондоне и ряде других европейских столиц.
Напомним, разработать защищенную остановку поручил Москомархитектуре мэр Москвы Сергей Собянин после ряда громких ДТП. Одна из последних трагедий произошла 19 ноября на Онежской улице. Женщина на Honda CR-V въехала в остановку, погибли три человека. А в конце сентября пятеро детей из детдома и сопровождавшие их воспитатели погибли из-за пьяного водителя на Toyota, влетевшего в павильон на Минской улице.
Эксперт по общественному транспорту Московского центра борьбы с пробками Александр Чекмарев усомнился в том, что «перевернутые» остановки смогут обезопасить ожидающих транспорт пассажиров от возможных аварий с вылетающими на тротуары автомобилями.
— Последние резонансные ДТП происходили с машинами весом 1,5–2 т, которые двигались на большой скорости, — сказал Чекмарев. — Они снесут любую остановку.
По мнению эксперта организации «Город и транспорт» Александра Морозова, даже развернутые остановки нужно укреплять дополнительно — либо столбиками на кромке тротуаров, либо вмонтировать в нижнюю часть стеклянной стенки бетонные ограждения по колено высотой.
Заместитель гендиректора «Лаборатории транспортных систем» Александр Кулаков предположил, что в городе будет сложно найти подходящее место для развернутых павильонов.
— Несмотря на то что по масштабам остановки не изменятся, для нормального функционирования потребуется больше пространства. Ведь пассажирам надо будет выйти из-за ограждения не на проезжую часть, а на полосу тротуара. А это может быть реализовано только на улицах с широкими тротуарами, которых в Москве крайне мало, — пояснил он.
Эксперт отметил, что реформу остановочных павильонов надо решать в комплексе.
— Сейчас водителям общественного транспорта из-за припаркованных машин и так довольно сложно маневрировать, — сказал Кулаков. — Если не решить проблему хаотичной парковки, то автобусам придется по-прежнему останавливаться вдали от остановки, что нивелирует саму идею максимально безопасного и «сухого» входа в салон общественного транспорта.
Стоимость остановочного павильона со скамейкой и системой освещения без монтажа колеблется от 110 тыс. до 190 тыс. рублей. Всего, по оценкам эксперта Чекмарева, в городе порядка 11 тыс. остановочных пунктов, из которых около половины обладают павильонами. При этом Чекмарев полагает, что «развернутые» остановки вряд ли приживутся в столице.
— Водители не увидят, есть ли на остановке пассажир, им придется останавливаться на каждой остановке и ждать какое-то время, что может сбить график движения, — пояснил эксперт. — В свою очередь, пассажиры также не всегда смогут увидеть подходящий транспорт из-за забрызганного стекла и всё равно будут сторожить автобус за пределами павильона. К тому же необходимо будет усилить борьбу с расклейщиками объявлений, чтобы не загораживать вид, и как-то решить вопрос с новым местом для размещения коммерческой рекламы.
Кроме того, в столице очень много остановок с большим пассажиропотоком, люди физически не смогут уместиться под одним козырьком, отметил Чекмарев. По мнению эксперта, единственным выходом может стать увеличение длины павильона или объединение нескольких остановок в ряд. В целом он назвал идею «остановочного переворота» подходящей для неоживленных улиц.