Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Путин поручил кабмину с 2025 года выделить денежные выплаты членам РАН
Армия
Минобороны РФ рассказало о подвигах военнослужащих ВС РФ в зоне СВО
Общество
Система теплоснабжения Москвы переходит на зимний режим за два–три дня
Мир
Коалиция США восемь раз за сутки нарушила воздушное пространство Сирии
Экономика
Общий объем кредитов россиян впервые превысил 36 трлн рублей
Экономика
ЦБ поддержал законопроект о появлении сервиса «второй руки»
Общество
Уровень воды в реке Ишим снизился на всех гидропостах в Тюменской области
Мир
В Пентагоне заявили об отсутствии признаков подготовки Россией ядерного удара
Мир
Регулятор США начал расследование по вопросу проверок Boeing 787 Dreamliner
Происшествия
Раненые сотрудники нефтебазы в ЛНР госпитализированы в состоянии средней тяжести
Экономика
От банков потребуют согласовывать финансовые операции с родственниками
Мир
СМИ сообщили об обстреле ХАМАС израильских военных ракетами малой дальности
Здоровье
Химик сравнила вред кондиционера и пластиковых окон
Общество
Мошенники стали в полтора раза чаще обзванивать россиян в начале 2024 года
Мир
Фракция АдГ в Гамбурге исключила депутата Петерсен после поездки в РФ
Происшествия
В Курске на складе магазина сантехники произошел пожар на площади 500 кв. м
Интернет и технологии
Apple представила новые планшеты iPad Air и iPad Pro

Воронежский музей привез в Третьяковку архив Петра Нилуса

В Москве впервые показывают 50 работ несправедливо забытого литератора и живописца
0
Воронежский музей привез в Третьяковку архив Петра Нилуса
Порт. 1929. Холст, масло.
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Хочется написать: Петр Нилус (1869–1943) известен как художник и как писатель. Но честнее иначе: в России он забыт и в том, и в другом качестве.

Нилус — тот частый случай, когда история ошибается, ведь он хороший литератор и интересный живописец. Это доказывает его выставка в Третьяковской галерее. Все 50 представленных работ хранятся в коллекции Воронежского областного художественного музея им. И.Н. Крамского. Их вместе с архивными документами подарила в 1995 году жившая в Париже падчерица художника Валентина Голубовская. В Москве эта часть наследия Нилуса ранее не выставлялась.

По логике вещей картины и архив должны были оказаться на Украине: до эмиграции Нилус большую часть жизнь провел в Одессе. В Воронеж его наследие отдали потому, что это родина Ивана Бунина, с которым Нилус дружил. Бунин посвятил ему стихотворение «Одиночество», а сам в ответ получил сразу два посвящения, в том числе первого рассказа Нилуса «Утро» (говорят, взяться за прозу его заставил именно Бунин: тот верил, что у художников, занимающихся литературой, совершенно особый стиль).

Нилус написал и портрет Бунина, хранящийся в музее в Орле. Но на московской выставке лишь два автопортрета самого Нилуса (взгляд выстраивает непреодолимое препятствие между автором и зрителем), всё остальное — пейзажи, натюрморты и городские виды. Они показывают, насколько мастерски он владел техникой — не зря Репин, у которого Нилус начал учиться, счел его зрелым мастером и отправил домой обзаводиться собственной мастерской. 

Морские виды у Нилуса чувственны, им позавидовали бы и барбизонцы, и импрессионисты. Поскольку в Москву привезли большую часть из 73 работ воронежской коллекции (полностью они воспроизведены в альбоме, опубликованном волжским музеем), посетителям Инженерного корпуса доступно теперь все лучшее. Акварель 1932 года «Буживаль зимой», другие работы 1930-х — сумеречного вида «Море и красная купальня» и «Пейзаж со снегом» с трогательной дырочкой в правом нижнем углу (не успели отреставрировать?) напоминают, почему Нилус был успешным в эмиграции автором. Он оставался поэтом и психологом и в момент, когда рисовал природу.

Оставался он психологом и в жизни: именно благодаря предвидению и настойчивости Нилуса в 1919 году антисоветски настроенный Бунин получил в Одессе охранный документ от самого Луначарского, который в тот момент был в Москве.

В эмиграции Нилус поначалу пробовал жить на окраине русского рассеяния, выставлялся в Загребе, Бухаресте, Белграде и Софии. Но в итоге переехал в эмигрантскую столицу, Париж, где с ним работали модные галереи, продавал там работы солидным музеям, но только почему-то не был особенно счастлив. Хотя посмотришь на его парижские виды вроде показываемого в Лаврушинском «После дождя» или «Шоссе-де-ла-Мюэтт» — и не поверишь, что в таком контексте можно еще испытывать ностальгию. Но он испытывал, считал, что умирать надо там, где родился, и в каком-то смысле вернулся, хоть и поздно, домой.

Впрочем, для понимания творчества это не особенно принципиально. Куда важнее, что показ воронежских сокровищ вернет интерес к забытому автору. Его работы хранятся и в Третьяковской галерее, и в Русском музее. Так что большая ретроспектива не за горами.

Выставка Нилуса в Третьяковке стала 37-й по счету в рамках цикла «Золотая карта России». Следующий проект будет посвящен музею Серпухова.

Комментарии
Прямой эфир