Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Путин поручил обязать банки возвращать украденные деньги в случае взлома приложения
Мир
Нетаньяху сообщил о захвате дополнительной территории в секторе Газа
Мир
В ОБСЕ назвали поджог могилы Федорчака оскорблением памяти журналиста
Мир
РФ и Иран подтвердили курс на поиск переговорных решений по ядерной программе
Мир
Президент Грузии подписал аналогичный американскому закон об иноагентах
Общество
ФАС рекомендовала регионам РФ активнее заключать ценовые соглашения по мясу
Общество
Синоптик спрогнозировал понижение ночных температур на выходных в Москве
Мир
СМИ заявили о потере Японией до 1,75 трлн иен от пошлин США на импортные автомобили
Мир
Адвокат Гуцул заявил о намерении обратиться с жалобой на ее арест в ЕСПЧ
Мир
Актер из «Трех мушкетеров» Алоис Швеглик умер в возрасте 85 лет
Общество
В России могут запустить нацпроект по электроэнергетике
Мир
В Азербайджане признали непригодными более 136 т мясной продукции с Украины
Мир
Еврокомиссар заявил о невозможности ни для одной страны ЕС противостоять РФ в одиночку
Экономика
ЦБ заявил о рисках замедления роста мировой экономики из-за пошлин США
Политика
Россия и Литва прекратили соглашение о таможенном сотрудничестве
Общество
Глава Кореневского района Курской области ушла в отставку
Экономика
Депутат Харченко призвала возвращать родителям 20% от стоимости путевок для детей

Приватизированный социализм

Писатель и художник Максим Кантор — о том, почему Жерару Депардье пришлось покинуть Францию
72
Выделить главное
Вкл
Выкл

Электрик, обслуживающий здание Европарламента в Брюсселе, получает €6 тыс. в месяц. Об этом мне рассказал электрик, не работающий в Европарламенте, который живет обслуживанием частных клиентов, выезжает по вызовам. Его месячный заработок гораздо ниже. Он попытался устроиться в Париже в административное здание, да не удалось: в госучреждениях знакомства нужны — ну, как всегда в таких местах.

Какая именно зарплата у депутатов Европарламента, я не знаю, но подозреваю, что не ниже, чем у электрика.

Когда идеи социалистической справедливости обуяли французское правительство и Жерару Депардье предложили платить 75% годовых доходов, дабы бюджет Франции вырос на €12 млрд в год, актер покинул Францию; вероятно, мысль о том, что его деньгами будут поддерживать зарплаты госслужащих, показалась ему отвратительна. Он даже написал письмо премьер-министру с горькими словами: «Кто вы такой, господин Эйро?»

Вот незадача: и хочется равенства, и нравственное сознание вопиет, а не получается согласиться с высоким налогом. Дело в том, что равенство — вещь обоюдная. Не только Депардье (великий актер) должен быть равен электрику, но и электрик обязан быть равен великому актеру. В данном случае равенство выражается в том, что электрик или премьер-министр должны признать, что их труд гораздо менее значим для славы Франции, нежели труд Депардье, и оплачен их труд должен быть гораздо ниже. Скажем, если Депардье должен делиться с электриком, то и электрик должен делиться с Депардье — сказать во всеуслышание: граждане, я столько денег не заслужил. Равенство — это когда по справедливости.

Никакая «социалистическая» идея не является таковой (то есть общественно полезной), если она кастовая. А государственные служащие сегодня — это, в сущности, отдельная обособленная каста, такая же, как нефтяники, банкиры, застройщики.

Государство сегодня — это корпорация, существующая по законам корпорации, но пользующаяся общественно-звучной риторикой. Государство приватизировано ровно на тех же основаниях, на каких приватизированы нефть и газ. Приватизировали и данное производство — несомненно, ради эффективности его функционирования.

Например, конфликт в нашем обществе есть не что иное, как спор хозяйствующих субъектов по поводу контрольного пакета акций в государстве. Есть претензии к генеральному менеджеру корпорации, об этом и речь. Но никто не подвергает сомнению правильность корпоративного устройства всего общества в целом. Это не обсуждается вообще. Просто хочется, чтобы одна из клеток общества функционировала отлично от других. Так не было нигде и никогда. Очень наивно думать, что, регулируя жизнь и права общества, поделенного на корпорации, государство само не принимает на себя видовые функции корпорации. Так произошло повсеместно.

И никакой социализм, внедренный по корпоративной логике, никогда не будет жизнеспособен — ни единого дня. Социализм — это про все общество сразу.
Налог, между прочим, сам по себе никакого отношения к идее равенства не имеет. Именно налогам мы обязаны тем, что в Шервудском лесу появился Робин Гуд — он как раз был за равенство, потому и бунтовал против налога: отнимал у мытарей деньги и возвращал крестьянам. Налог в корпоративном государстве — это просто изъятие денег, а не строительство общества.

Если бы зарплаты госслужащих из верхних эшелонов власти были снижены до зарплаты электриков (а это большие деньги), то никакой потребности в 75-процентном налоге на роскошь не было бы. Но это потребует пересмотра всего корпоративного общества в целом: премьер-министру станет обидно, что менеджер нефтяной компании получает в сто раз больше него. Замкнутый круг. Хорошо бы всем сразу перестать жадничать.

Но начать решили с Депардье.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Пользовательским соглашением