Питер Джексон снова вошел в Средиземье

После масштабного, но не ставшего культовым «Кинг Конга» и более камерной душещипательной драмы «Милые кости» Питер Джексон вернулся к теме, которая принесла ему мировую славу, любовь фанатов и три «Оскара». Создатель трилогии «Властелин колец» экранизировал еще одну книгу Толкиена — «Хоббит, или Туда и обратно». Именно с нее началась история Средиземья.
«Хоббит» Джексона ничуть не уступает оскароносной трилогии в пафосе и эпическом размахе. Что проявилось в первую очередь в хронометраже. События книги разделены на три фильма. Сейчас на экраны выходит только первая часть — «Нежданное путешествие», продолжительность которой почти три часа. Две другие зрители увидят в 2013 и 2014 годах.
Главный герой «Нежданного путешествия» — хоббит Бильбо Бэггинс, дядя Фродо Бэггинса — вместе с 13 гномами и магом Гэндальфом Серым Бильбо отправляется в путешествие к Эребору, дворцу гномов, захваченному огнедышащим драконом Смаугом. За гномами охотится отряд орков под предводительством Азога, у него давние счеты с королем гномов, тот во время битвы отрубил орку руку.
В «Хоббите» появляется целый ряд персонажей, хорошо знакомых по «Властелину колец». Гэндальфа опять сыграл Йен Маккеллен, Саруман Белый сверкает взором 90-летнего Кристофера Ли, высшие эльфы Галадриэль и Элронд имеют внешность Кейт Бланшетт и Хьюго Уивинга, даже Фродо в исполнении Элайджи Вуда появляется в кадре.
Впрочем, из старой гвардии по-настоящему работает только 73-летний Маккелен. Его Гэндальф, размахивающий мечом и посохом, почти не сходит с экрана. Остальные появляются буквально не несколько минут, и эта череда актерских камео выглядит скорее приятным подарком фанатам «Властелина», нежели сюжетной необходимостью.
Среди новых актеров можно отметить Мартина Фримана в роли молодого Бильбо Бэггинса, а также Ричарда Армитейджа (он сыграл короля гномов Торина Дубощита). Правда, их типажи представляют собой некую помесь участников «братства кольца» и уступают им в харизме и индивидуальности.
Вообще зрителя постоянно преследует ощущение дежавю. И дело даже не в декорациях и актерах. Некоторые сюжетные эпизоды, режиссерские и операторские приемы буквально рифмуются с запомнившимися моментами из «Братства кольца» и «Двух крепостей». Такое ощущение, что мы смотрим не приквел, а некое подобие римейка: создатели фильма искренне пытаются вызвать у нас те же эмоции. Благоговейное восхищение — когда путники впервые видят город эльфов Ривенделл; отвращение, смешанное со страхом и жалостью, — при встрече с Голлумом; религиозную надежду и просветление — когда в самый отчаянный момент с рук Гэндальфа слетает бабочка и возвращается уже со стаей спасительных орлов… И всё бы сработало, если бы до этого не было «Властелина колец».
Попытку войти дважды в одну реку недавно предпринял Ридли Скотт, решивший рассказать предысторию Чужого фильмом «Прометей», а в итоге практически повторивший фабулу оригинальной ленты. Вот и для Джексона «Хоббит» — повторение пройденного. Захватывающее, красивое, но лишенное новизны и буйства фантазии «Братства кольца» и двух его продолжений. Вероятно, сам Джексон в глубине души чувствовал, что первой трилогией выложился на 100%. Поэтому первоначально планировал ограничиться функциями продюсера и соавтора сценария, а кресло режиссера «Хоббита» отдать Гильермо Дель Торо.
Создатель «Лабиринта Фавна» как никто другой был способен предложить совершенно новый взгляд на мир Толкиена, не разрушив его и не перечеркнув достижения самого Джексона. Но период препродакшна растянулся, Дель Торо выбыл из проекта (хотя его имя осталось в списке сценаристов), и Джексону пришлось взять все бразды правления. Получившаяся в результате картина почти наверняка соберет отличную кассу и станет — вместе с последующими частями — общепризнанной киноадаптацией «Хоббита, или Туда и обратно». Экранизацией, которую все уважают и ценят, но вряд ли захотят смотреть несколько раз и иметь в домашней коллекции.
- ВКонтакте