«Меня держали в тюрьме за книгу о войне России и Грузии»

12 человек, осужденных за шпионаж в пользу России, в том числе четыре гражданина РФ, вышли на свободу в воскресенье 13 января. Всего, благодаря «Закону об амнистии», который принял парламент Грузии, впервые преодолев вето президента Михаила Саакашвили, освободили 190 политических заключенных. Один из этих «российских шпионов» — профессор Тбилисского университета 40-летний Вахтанг Маисая, арестованный в мае 2009 года на 20 лет за то, что во время войны 2008 года он якобы передавал российским военным секретную информацию — сразу после освобождения дал интервью «Известиям».
— Как вы, профессиональный дипломат, который с 2004 по 2007 годы был советником грузинского постпредства при НАТО, вдруг оказались обвинены в шпионаже?
— Я не имел никакого доступа к секретной информации, во время войны я только давал интервью западным СМИ, писал аналитические записки на основании открытых данных для своих прежних коллег по НАТО, пытался внести свой вклад в прорыв информационной блокады, которую устроила Россия. Мне же инкриминировали, что среди моих адресатов был гражданин Словакии, который являлся сотрудником российских спецслужб, и так эти сведения поступали в Москву. Кстати, когда началась война, я обратился в минобороны, в комиссариат, был готов исполнить долг, но мне сказали, чтобы я оставался дома.
— Но поначалу вы признали, что готовили аналитические материалы для «иностранных спецслужб» и получали за это в год гонорары в сумме €7 тыс. плюс премиальные.
— Я был вынужден сделать это, так как моей маме и супруге угрожали. Потом я отказался от этих признаний. Я требую, чтобы с моего дела сняли гриф секретности. Все увидят, какой это абсурд. Кстати, даже в тех моих признаниях я не говорил о работе на Россию, а только на спецслужбу Словакии.
— Может вы за время работы в НАТО с кем-то из граждан России подружились?
— Никаких деловых контактов у меня там не было с россиянами, только с представителями стран Альянса.
— Тогда за что вас арестовали, как вы сами думаете?
— Я уверен, что за книгу, которую я должен был издать на английском языке в Лондоне в 2009 году о перипетиях войны России и Грузии. Там было много деталей, которые не устраивали грузинские власти. Через месяц после войны на собрании экспертов в Тбилиси я впервые подверг резкой критике работу грузинских спецслужб во время событий в Южной Осетии и лично главы МВД Мерабишвили. У меня были только открытые документальные материалы, я делал свои выводы. Особенно я говорил о цхинвальской операции (с которой началась война в августе 2008 года. — «Известия»), все разобрал по часам. На этом основании я и собирался издать книгу. В день моего ареста власти Грузии объявили, что раскрыли мятеж военных на базе в Мухровани (близ Тбилиси). Это был спектакль, о чем я собирался рассказать вечером в интервью Радио «Свобода» и братиславским журналистам. Так что меня взяли, чтобы всего этого не произошло. Меня же еще обвинили в том, что я работал на КГБ Южной Осетии. Бред...
— Чем займетесь после освобождения?
— Пока не знаю. Вернуться к книге вряд ли возможно, Саакашвили уничтожил все собранные и проанализированные мной материалы.
— Ваше дело находится в Страсбургском суде по правам человека, отзовете его теперь после амнистии?
- Нет, должна быть установлена вся правда, пусть ответят те, кто сфабриковал обвинения против меня.