Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
США впервые с начала конфликта прекратили поставки боеприпасов Израилю
Армия
Шойгу отметил успешное продвижение ВС РФ на красноармейском направлении
Политика
Лавров призвал мировое сообщество сплотиться против фашизма
Армия
Гранатометчики группировки войк «Запад» уничтожили бронетехнику и блиндажи ВСУ
Экономика
ЦБ обеспокоился размером комиссий за снятие средств с кредиток
Мир
В МИД Турции заявили об угрозе новых войн без решения вопроса по Газе
Общество
Синоптики спрогнозировали москвичам дождь и до +11 градусов 6 мая
Армия
Российские военные рассказали о процессе уничтожения техники ВСУ
Мир
В Палестине рассказали о последствиях израильских ограничительных мер
Мир
Мадуро заявил о подготовке США Гайаны для нападения на Венесуэлу
Армия
Ударная группа авиации ВКС РФ разгромила опорпункт ВСУ
Мир
Лавров не знает, с кем сейчас можно провести переговоры по Украине
Мир
ЕК не увидела дискриминации россиян в поправках к миграционному закону в Латвии
Мир
Консерваторы потеряли почти половину мест в советах Великобритании после выборов
Мир
Генерал НАТО предположил конец поставок оружия ВСУ в случае недостатка мобилизованных
Мир
МВД России объявило в розыск экс-главу МВД Украины Арсена Авакова
Экономика
Финэксперт рассказал о вредных советах по финансовой грамотности в соцсетях

Бремя — вперед

Журналист Леонид Злотин — о том, стоит ли вводить новые налоги
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Предложения о введении — вернее восстановлении — налога на бездетность в новейшей истории России возникают не впервые. Сейчас эта тема поднята на фоне более чем резонансного думского закона, о котором сказано столько, что и называть его не хочется. Существеннее то, почему желание вернуть упомянутый налог никак не отпускает некоторых наших сограждан.

Напомним, что налог на малосемейных и холостяков (так это называлось в советские времена) был введен после Великой Отечественной войны в связи с утратой огромным числом семей своих кормильцев и серьезным напряжением послевоенного бюджета. Он продолжал существовать и много лет после того, как исходная проблема была полностью исчерпана со сменой поколений и восстановления послевоенной демографической ямы, не говоря уже о более чем солидном нефтяном (куда ж без него) бюджете. Который, напомним справедливости ради, был вполне милитаристическим и более чем на треть поедался оборонным комплексом (и это без рассредоточенных по другим ведомствам связанных производств — от пошива шинелей до военстроя). Закончилось это мудрое распределение бюджета, как все помнят, практически пустой государственной казной и крахом прежней системы. Дело в результате получилось хорошее, о КПСС жалеть не стоит, тем более, что замена нашлась адекватная, но цена и для государства, и особенно для населения получилась великовата. Что полезно, кстати, помнить нашим могучим военным лоббистам.

Сегодня, по прошествии многих лет, и бюджет по доходам не нарадуется благосклонному баррелю и разрухи (если не иметь в виду ту, что в головах) нет ни послевоенной, ни даже куда менее серьезной послеимперской. А вот идея вернуть послевоенный налог все остается, хотя вызвавшие этот оброк причины, как уже сказано, давно исчерпаны.

Дело тут, очевидно, в самой устоявшейся идеологии перевода вновь возникающих расходов на счет граждан, неважно, в виде новых цен или новых сборов. Скучно уже напоминать, например, о том, что все возрастающие расходы по обслуживанию ЖКХ плавно и в полном объеме перетекают в платежные квитанции по-прежнему без каких-либо предъявленных расчетов и обоснований. Поставили счетчики воды в квартиры, невозможно стало включать оплату тринадцати кубометров вместо трех — удвоили графу общедомовых расходов и всё, приходи кума любоваться. Бензин, лекарства — список открыт, и каждый желающий может его пополнить.

Подобная практика, разумеется, вовсе не исключительно российская особенность, тут вопрос меры и соотнесения возможностей гражданина и государства. И, разумеется, вопрос разумного распределения бюджета и контроля за его использованием. Недавно в интернете провели сравнение истории строительства двух стадионов: в Швеции и в С.-Петербурге. Очень получилось наглядно. Там начали на год позже и уже построили, у нас конца не видно, ну и такой пустяк, что российский проект подороже получился, немного, на миллиард долларов. Про Сочи в результате тоже будет много интересного в этом плане, можно не сомневаться. Собственно, вовсе не новость, что главный — как это теперь принято называть — «распил» происходит именно в рамках серьезных государственных программ.

При такой свободе освоения бюджетных средств, ясное дело, без помощи граждан никак не обойтись. И ввести архаичный, не имеющий никаких экономических и правовых причин новый старый налог, разумеется, проще, чем прекратить вольное исполнение средств, формируемых, заметим, в том числе и из налогов. Согласитесь, что несколько странно выглядела бы такая мотивация: в связи с тем, что ваши налоги пошли не по назначению и без контроля за их расходованием, предлагаем повысить их и ввести новые. Именно так, в сухом остатке и выглядит сегодня любая инициатива по повышению налогов и сборов.

То есть, вполне возможно, существуют сегодня какие-то потребности в пересмотре взаимоотношений граждан и государства в деле предоставления государственных услуг в обмен на налоговые выплаты. Но мотивация и обоснование должны выходить за рамки простого как правда постановляющего документа. Список Forbes пока еще не представляет возможности среднего налогоплательщика, и социальная ответственность бизнеса и граждан никак не заменят социальную ответственность государства. И, напомним, его обязанности по контролю за расходованием государственных средств. Если совсем просто — прежде чем повышать цены, вводить новые налоги и сборы, следует прекратить гигантские хищения в процессе реализации бюджетных проектов.

И стоит также подумать о такой устоявшейся процедуре, которая обеспечит более гласный контроль за расходованием средств, формируемых за счет налогов. Государственную думу предлагать пока не стоит — в связи с низким уровнем гражданского доверия. И прежде чем инициировать новые налоги, хорошо бы наладить качественное администрирование уже существующих.

Комментарии
Прямой эфир