Ректор РУДН выбран главой университетов ШОС

Об этом «Известиям» сообщил лично новоиспеченный глава университетов ШОС и действующий ректор РУДН Владимир Филиппов.
— Действительно, я был избран на данную должность сроком на три года. Если точнее, то я стал «ректором Университета ШОС, председателем координационного совета ректоров университетов ШОС». Задач, на самом деле, большое количество — начиная с проектов по обеспечению академической мобильности и заканчивая интересами стран-участниц в востребованных для них направлениях, — говорит Филиппов.
РУДН во главе с Филипповым будет выступать как орган согласования, законодательства и организации для всех стран-участниц, как координатор проведения, утверждения различных процедур на уровне министерств образования.
Сегодня в каждой стране-участнице есть свой национальный координационный совет ректоров, чьи вузы входят в ШОС. Изначально предложения готовятся на национальном уровне, после чего, теперь уже под руководством Владимира Филиппова, будут собираться участники координационного совета Университета ШОС для принятия тех или иных норм обучения в рамках соглашения.
Сам по себе Университет Шанхайской организации сотрудничества (УШОС) является сетевой структурой и, одновременно, международной образовательной программой на территории Азии и представляет собой некий аналог системы Единого европейского образовательного пространства («Болонский процесс»), который направлен на сближение систем высшего образования стран Европы (Россия присоединилась к Болонской декларации в 2003 году).
Сейчас в УШОС представлено 75 университетов из пяти стран: России, Китая, Казахстана, Киргизии и Таджикистана. Также осуществляется взаимодействие со странами-наблюдателями — Монголией, Индией, Ираном и Пакистаном.
В состав Университета ШОС вошли такие крупные российские вузы, как: МГИМО и МГУ (по направлению «регионоведение»), Санкт-Петербургский Национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики (СПбНИУ ИТМО) и Новосибирский национальный исследовательский государственный университет (НГУ) (по направлению «IT-технологии»), МИСиС и Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет (СПбГЭТУ) (по направлению «Нанотехнологии»), МЭИ и Уральский федеральный университет (по направлению «Энергетика»), РУДН совместно с Сибирским федеральным университетом (по направлению «Экология»).
Данный проект направлен на взаимный обмен знаниями и академическую мобильность студентов из разных стран, на повышение уровня образования по направлениям, выбранным странами-участницами.
Отбор университетов осуществлялся в рамках открытого конкурса, проводимого министерствами образования стран-участниц по следующим направлениям — экология, нанотехнологии, IT-технологии, энергетика, регионоведение.
— Мое назначение также связано с выбором базового университета ШОС. Выбор пал на РУДН — сейчас у нас обучаются представители 146 стран и мы имеем богатый опыт «совместных магистратур» с другими университетами по всему миру, — добавил Владимир Филиппов.
Что такое «совместная магистратура»? Сейчас существует сетевой Университет СНГ, образовательная модель которого объединяет 24 университета из девяти стран СНГ. Схема взаимодействия в плане обучения между вузами выстроена таким образом, что студенты обучаются попеременно в двух университетах, по одной специальности и направлению. По окончанию обучения выпускники получают дипломы магистра в обоих университетах.
— А в «шанхайской модели» такой формализованной схемы по получению двух дипломов пока нет, но к этому все идет , — рассказал «Известиям» Владимир Филиппов. — Необходимо провести большую работу по согласованию образовательных программ для выдачи дипломов в любой паре университетов ШОС. Сейчас наработана база двусторонних соглашений между вузами, на основе которой уже будут строиться общие правила.
Ректор РУДН также отметил, что задачи в УШОС намного сложнее, чем в рамках Университета СНГ, где достаточно близкие системы образования и общий русский язык. Основные препятствия к реализации задач в УШОС — два официальных языка, русский и китайский, и разные образовательные программы.