Американские аналитики опасаются, что Путин навредит Обаме

Статья «Скисшие американо-российские отношения угрожают внешнеполитической повестке Обамы» опубликована в газете The Washington Post (WP)— издании, которое обычно придерживалось антироссийской риторики. Автор материала утверждает, что у Владимира Путина есть козыри, которыми он может воспользоваться, чтобы помочь или помешать администрации Обамы — президенту США очень нужна помощь России в достижении его целей.
Прочитав статью, российские политики заговорили о возможном потеплении отношений с США. В Кремле напомнили поговорку «Насильно мил не будешь» и выразили надежду на взаимность. Дипломаты же задались вопросом, насколько свободен в своих действиях сам Обама.
Козыри Путина
Автор статьи Энн Гиран, опросив политологов и политиков США, утверждает, что разлад в отношениях между двумя странами серьезно угрожает основам внешнеполитической повестки дня Обамы. А у российского президента есть все козыри, чтобы чуть ли не диктовать свои условия США, в отличие от Дмитрия Медведева, с которым, по данным WP, у Обамы были добрые отношения. Автор материала даже замечает, что русские «высмеивали наивность экс-президента, поверившего обещаниям Обамы».
Говоря об охлаждении отношений, журналист использует такие определения, как «наполненный ядом» развал.
«От Сирии и Ирана до Северной Кореи и Афганистана у президента Путина есть козыри, которыми он может воспользоваться, чтобы помочь или помешать администрации Обамы в достижении целей», — говорится в материале журналиста.
Автор напоминает, что Обаме крайне необходима помощь России при выведении американский войск и техники из Афганистана.
«Путин, однако, не видит, кажется, особых причин помогать США, — предполагает Гиран. — Со времени избрания на третий президентский срок курс его политических акций в глазах многих россиян растет в условиях конфронтации с Западом и особенно США. Уличные выступления годовой давности в поддержку демократии рассеялись, и бывший офицер КГБ явно продолжает контролировать ситуацию».
Журналист напоминает, как именно начались очередные сроки двух президентов: глава российского государства демонстративно отклонил приглашение Обамы нанести визит в Овальный кабинет. Гиран задается вопросом, насколько следует «прогнуться» Обаме, чтобы умиротворить Путина. Российский президент, по мнению редакции, обладает широкими полномочиями — в том числе благодаря праву вето в Совбезе ООН.
«Говоря «нет», Путин может препятствовать США в достижении целей, далеко отстоящих от берегов его собственной страны и не имеющих отношения к давнему спору России с США по поводу их планов создания ПРО», — отмечает Гиран, констатируя, что влияние США ограниченно.
В конце материала автор приводит мнение эксперта Совета по международным отношениям Стивена Сестановича, который считает, что ни у одного американского президента со времен Рейгана не было с Россией во второй срок отношений лучше, чем в первый.
«По словам официальных лиц и аналитиков, администрация Обамы знала, что с Путиным будет нелегко иметь дело, но быстрое ухудшение отношений стало для нее сюрпризом», — резюмирует The Washington Post, перечисляя все пикировки между двумя странами.
Заказ от республиканцев или сигнал Обамы Путину
Существуют две точки зрения на появление этой статьи, которых придерживаются не только в США, но и в России. Согласно одной, ее заказали республиканцы, чтобы в очередной раз раскритиковать американского президента.
— Статья, критикующая Обаму, отвечает интересам республиканцев, — считает глава комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков. — Они критикуют его за неудачную попытку приблизить к себе Россию.
Согласно другой версии, Белый дом посылает сигнал России — мы готовы идти на сближение. По данным «Известий», накануне выхода газеты в резиденции Обамы прошел закрытый брифинг для журналистов.
В такой ситуации уже России решать, что ответить Штатам, особенно после ряда явно антироссийских шагов, среди которых самый громкий — принятие «акта Магнитского».
Примечательно, что о принятии этого закона Обама предупреждал Путина во время их встречи в Лос-Кабосе полгода назад. Высокопоставленный источник в Кремле рассказал, что тогда Обама прямо признался Путину, что накануне выборов в США будет вынужден подписать этот закон, и просил, чтобы ответная реакция была соразмерна и не носила экономического характера.
Насильно мил не будешь
В Кремле на статью ответили однозначно: двусторонние отношения — всегда взаимность.
— Конечно, Россия хочет добрых, продвинутых, взаимовыгодных отношений с американскими партнерами, в которых каждая из сторон учитывает мнения другой, — заявил «Известиям» пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков. — Но при этом Россия не может и никогда не будет закрывать глаза на недружественные шаги.
— Мы хотим добрых отношений с США, — продолжает Песков. — Но, как у нас говорят, насильно мил не будешь. Поэтому мы рассчитываем на взаимность.
США, несмотря ни на что, будут следовать собственной повестке дня, пессимистично настроен Алексей Пушков.
— Американцы хотят сохранить перегрузку на собственных условиях,
не желая искать компромиссы. Зато там, где позиции двух стран схожи
(например, в отношении ядерной программы Северной Кореи), сотрудничество
будет продолжено, — рассуждает он.
— За одним разумным шагом
— отменой поправки Джексона–Вэника — следует прямо противоположный —
«закон Магнитского», — продолжает он.
Судя по статье, американцы готовы сделать шаг навстречу России, возражает политолог Сергей Марков, некогда работавший в Национальном демократическом институте США.
— The Washington Post — чемпион по антироссийской тематике, при этом газета, близкая к демократам, — отмечает он.
Марков
уверен, что Обама заинтересован в улучшении отношений с Россией и
после «закона Магнитского» задумывает крутой поворот, чем удивит
большинство наблюдателей.
— Обама считает, что главное для политика — лидерский потенциал, и именно лидерский потенциал Путина он оценивает очень высоко. Президент США считает Путина политиком №1 в мире, с которым можно вести диалог, — отмечает он. — Для Путина же главное в политике то, что политик способен держать свое слово. И с этой точки зрения Обама показал себя хорошо. Так что Владимир Путин изменил свое мнение о главе США в лучшую сторону.
Политолог приходит к выводу, что оба президента заинтересованы не в ухудшении, а в улучшении отношений. И сейчас, как ни парадоксально, создаются все условия для этого.