Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Мир
Лауреат «Золотой пальмовой ветви» Лоран Канте умер в 63 года
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Происшествия
В Москве 30 человек эвакуировали из шашлычной из-за пожара
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
В отношении депутата Вишневского возбудили дело
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Спорт
Кудряшов победил Робутти в бою новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

Книги раздора

Политолог Авигдор Эскин — о том, кому больше всего повредит скандал вокруг библиотеки Шнеерсона
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Окружной суд Вашингтона постановил вчера, что правительство России должно выплачивать ежедневно движению любавических хасидов штраф в размере $50 тыс. покуда не вернет «библиотеку Шнеерсона». Эта уникальная коллекция включает около 12 тыс. книг и 50 тыс. ценных документов. Во время Первой мировой войны местечко Любавичи оказалось в зоне военных действий. Тогдашний глава этого движения перевез часть библиотеки в Москву, где доверил ее на хранение книжному складу Персица и Полякова. После прихода к власти большевиков библиотека была национализирована. Но не вся.

Часть библиотеки была вывезена в Нью-Йорк в канун Второй мировой войны. Со временем из-за нее разгорелся конфликт в самой хасидской общине.

Дело в том, что последний лидер движения, Менахем Мендел Шнеерсон, приходился зятем тому раввину Шнеерсону, которому изначально принадлежала библиотека. При этом американская часть коллекции находились в распоряжении семьи другого его зятя — раввина Шмарьягу Гурария, который также претендовал на титул нового любавического ребе. Поводом для перехода этой войны двух конкурентов в «горячую фазу» стала продажа ряда книг Барри Гурария, сыном Шмарьягу. Дело дошло до суда. И в январе 1987-го федеральный судья в Нью-Йорке Чарльз Сифтон вынес вердикт, что библиотека является собственностью движения, а не частным наследием. Это постановление и помогло сейчас хасидским адвокатам доказать окружному судье Ройсу Ламберту, что их официальная организация является единственным законным владельцем конфискованной библиотеки.

Однако весь вопрос в том, поможет ли это решение любавическому движению в России? Ведь уже с конца 1980-х годов хасиды предпринимают титанические усилия для овладения браздами правления еврейской религиозной жизнью на постсоветском пространстве. И в начале нулевых их усилия увенчались успехом, когда у основателя и первого президента Российского еврейского конгресса Владимира Гусинского возник серьезный конфликт с Кремлем. Российским властям понадобился влиятельный союзник в еврейской общине, в роли какового и выступил местный посланник любавического ребе Берл Лазар, успевший наладить довольно неплохие взаимоотношения с бизнесменами, близкими к так называемой «семье», вроде Льва Леваева, Бориса Березовского и Романа Абрамовича.

В итоге для власти созданная хасидами Федерация еврейских общин России (ФЕОР) стала ключевым представителем российских иудеев. А Лазар фактически сместил с поста главного раввина Адольфа Шаевича, руководившего еврейской общиной еще с советских времен.

Сложилась диковинная картина. Среди религиозных израильтян любавические хасиды составляют не более 2–3%. В США их позиции сильнее, но не намного. Эта группа отличается активностью, энтузиазмом и самоотверженностью. При всей своей малочисленности они умеют напоминать о себе повсеместно в странах диаспоры. Но в России они оказались правящим большинством. При этом, при всей важности их завоеваний, сегодня во всех городах страны не сыщешь и 2 тыс. соблюдающих Тору евреев. Но это не умаляет высокого политического и экономического статуса ФЕОР и близких к ней учреждений. Даже несмотря на выражаемое обитателями довольно высоких кабинетов недовольство тем, что лидеры ФЕОР чрезмерно ориентированы на США, где, собственно говоря, находится штаб-квартира любавического движения.

Теперь носители этих настроений получили дополнительный серьезный козырь. Ведь даже если руководству ФЕОР удастся продемонстрировать свою абсолютную непричастность к решению Окружного суда Вашингтона, трудно предположить, что российские власти не озаботятся поиском других союзников в еврейской общине.

Что же касается самих книг, то их конфискация едва ли может быть признана законной. Остается открытым вопрос о том, кому их надлежит передать и где хранить? Ультимативное требование перемещения их на территорию США может оспариваться с юридической точки зрения. 

Комментарии
Прямой эфир