Эксперимент с «елками в кадках» распространят на все Садовое кольцо

Московские власти в ближайшее время перейдут на контейнерное озеленение улиц, бульваров и скверов внутри Садового кольца. Об этом «Известиям» рассказал замглавы департамента ЖКХ и благоустройства мэрии Москвы Антон Велиховский. Власти опасаются, что корни обычных деревьев будут угрожать спецкоммуникациям. По словам экспертов, контейнерное озеленение стоит в два раза дороже обычного. Кроме того, деревья в кадках придется пересаживать практически каждый год, поэтому в исторической части Москвы может не остаться вековых дубов, вязов и тополей.
На концепцию контейнерного озеленения территорий внутри Садового кольца будет потрачено 15,6 млн рублей. Речь идет не только об улицах, но и о бульварах и скверах, где тоже хотят высадить деревья в контейнерах — фактически в кадках, но стоящих не на поверхности земли, а заглубленных.
О том, где именно появится контейнерное озеленение, говорить пока преждевременно, отметил Антон Велиховский. При этом он подтвердил, что правительство Москвы делает ставку на деревья в контейнерах в центре города.
— Земли ЦАО пронизывают коммуникации, в том числе секретные, — пояснил чиновник. — Например, на Тверской множество сетей идет на небольшой глубине под тротуарной частью — поэтому там даже заглубление невозможно.
Такая же, по его словам, ситуация и на Новом Арбате. Там в кадках стоят даже кустарники тоже из-за кабелей и прочих коммуникаций. Именно поэтому в центре города контейнерное озеленение будет применяться по максимуму, отметил чиновник.
Напомним, перед Новым годом на Тверской появились елки в кадках странного вида. Пластиковые контейнеры были не закреплены, а сами елки были поставлены криво. Электрические гирлянды было решено подключить с помощью бытовых удлинителей, свисающих со столбов ЛЭП. Тогда власти назвали эксперимент «фальстартом», но не исключили, что деревья в кадках будут появляться на улицах города и дальше.
Между тем эксперты опасаются не странного внешнего вида контейнерной зелени, а того, что деревья в кадках могут заменить обычные. Если программа будет воплощена, Москва лишится одного из своих колоритных атрибутов — вековых деревьев. Вдоль магистральных улиц в центре зелень исчезла еще в 1990-е годы, а оставшиеся деревья — не слишком солидного возраста, но в скверах, на бульварах и во дворах растут настоящие патриархи, свидетели московской истории. Самое знаменитое из таких деревьев — дуб на Тверском бульваре, помнящий не только Пушкина, но и стоявшую здесь до разбивки бульвара стену Белого города, напомнил координатор движения «Архнадзор» Александр Фролов. Он имеет охранный статус, так что корчевание ему вряд ли угрожает. Есть ценные деревья и на других бульварах, а также во дворах — например, вековые тополя, растущие между Большим Афанасьевским и Филипповским переулками, рассказал «Известиям» краевед. А вот знаменитый вяз на Поварской улице в прошлом году окончательно засох. Вероятно, на его месте теперь появится вечно молодое контейнерное дерево.
По словам Фролова, не слишком понятно, почему бульвары вообще включили в программу контейнерного озеленения. Спецкоммуникации под бульварами проходят далеко не везде, разве что в некоторых местах имеются подземные бомбоубежища. Озеленение бульваров в рамках прошедшей в 2012 году массовой реконструкции и так оставляет желать лучшего. Как писали «Известия», на Тверском бульваре, в частности, были посажены абсолютно сухие молодые дубки и десяток кустов сухой венгерской сирени, которая, по мнению экологов, не оживет весной.
Координатор лесной программы «Гринпис России» Алексей Ярошенко считает, что контейнерное озеленение оправдано лишь для «каменных мешков», где не только проходит множество коммуникаций, но почва крайне загрязненная. Например, в Москве есть положительный опыт посадок шведских туй в контейнерах, которые появились на Тверской в апреле 2012 года.
Между тем контейнерное озеленение в два раза дороже классического. Каждые два-три года дерево придется менять либо пересаживать в другой контейнер.
— Ведь дерево растет, корневая система расширяется, — подчеркнул Ярослав Глубиш, директор опытного лесхоза Московского государственного университета леса. — И если его рост ограничивается контейнером, то максимум через три года дерево усохнет.
Цена одного контейнера для дерева — несколько десятков тысяч рублей, пояснил гендиректор компании «Искусство земли», ландшафтный дизайнер Владислав Потапов. Сами саженцы дешевле — в зависимости от возраста и породы они будут стоить городу до 20 тыс. рублей за единицу. Причем контейнеры могут оказаться долговечнее деревьев — каждый год часть контейнерных посадок вымерзает и нуждается в замене, сказал Потапов. Напомним, всего в бюджете Москвы 2013 года на «приспособление парков, бульваров и скверов к организации досуга населения» выделено чуть больше 4 млрд рублей.