Детскую моду проследили от пеленок до матросок
В Государственном историческом музее открылась выставка «Детский костюм XVIII — начала XX века».
Выставка начинается с младенческих аксессуаров — слюнявчиков, пеленок, распашонок и свивальников. Последний, уже давно вышедший из обихода, похож на длинный пояс: туго стянутого им ребенка удобно было кормить, да и с кровати не свалится.
В каждом разделе рядом с детской одеждой — одежда взрослых того же времени. В «младенческих» витринах взрослый костюм принадлежит кормилице: для Европы такое платье показалось бы экзотичным, а в России стало своеобразной униформой. В остальных же разделах можно сравнить, следовала ли детская мода за взрослой по принципу «яблочко от яблони недалеко падает» или была самостоятельной.
В XVIII веке дети с 3–4-летнего возраста надевали строгие костюмы маленьких взрослых: такой же узкий крой, тугие застежки, для девочек — жесткие лифы и фижмы. Камзолы сына и отца отличались только размером, но не богатством отделки — с горки на пятой точке в таком костюме не скатишься.
— До эпохи Просвещения детство воспринималось как период неполноценности, его роль в жизни человека была непонятна, младенца хотелось поскорее «выпрямить», сделать похожим на миниатюрного взрослого, — пояснила «Известиям» автор выставки Ксения Серебрякова. — Детям было, конечно, тяжело: активно двигаться они не могли, и даже известно, что девочки тайком снимали и прятали кринолины, чтобы поиграть и побегать.
Если от копирования взрослых образцов в детской моде к концу XVIII века потихоньку отошли, отдав предпочтение удобству и гигиеничности, то костюмы девочек и мальчиков не отличались до конца XIX века. Дети обоих полов носили юбки и платья.
— На портретах того времени отличить мальчика от девочки можно только по аксессуарам: игрушкам, головным уборам, прическе, — поясняет автор экспозиции.
Иногда можно проследить историю того или иного наряда. Например, мода на матросские костюмчики пошла из Англии: дети королевы Виктории оделись так в честь спуска на воду корабля ее имени. А в конце XIX — начале ХХ века эта форма стала почти обязательной для детей разных возрастов на отдыхе, в школе, в гостях и дома.
Если в XVIII веке парадная одежда детей показывала статус их родителей, то о костюмах начала ХХ века часто уже неизвестно, пошиты ли они в дорогом ателье или куплены в магазине готового платья. Благо к началу ХХ века в детском гардеробе оказались удобные и практичные модели. И тут проявилась способность детской моды не только копировать взрослую, но и влиять на нее: взрослым модницам понравились укороченные юбки и бриджи, свободные блузы с кокетками и фуфайки.
На выставке попытались создать «детское» настроение. Дети — это хороводы, считает художник выставки Андрей Рейнер, поэтому витрины расположены по кругу. Дети — это поиск, поэтому в центре зала на полу устроили лабиринт, ведущий к восковой куколке XIX века в изящно украшенной игрушечной колыбельке. Дети — это сказки, поэтому над витринами с костюмами расположили иллюстрации Билибина к известным сказочным сюжетам. Дети — это игры, и на выставке есть игровая зона для малышей, а также возможность сфотографироваться, вставив свое лицо в увеличенный архивный черно-белый снимок с прорезями.
Кроме одежды, детских туфелек и сапожек здесь можно увидеть игрушки (от вышитого мячика до модели паровоза), рожки для кормления младенцев, листы из модных журналов разных веков. Впрочем, как рассказал «Известиям» Андрей Рейнер, выставка не ставит задачу всесторонней реконструкции быта ребенка, а просто показывает предметы из коллекции музея.
Выставка открыта до 8 апреля.