Политолог: «Дело Тимошенко волнует Украину больше приговора Пукача»

28 января Печерский районный суд Киева признал экс-генерала МВД Украины Алексея Пукача виновным в убийстве в 2000 году Георгия Гонгадзе и приговорил к пожизненному заключению. Политолог Андрей Окара прокомментировал «Известиям» приговор убийце журналиста.
— Вердикт суда был ожидаем. Я думаю, что в случае обжалования приговора, которое, скорее всего, состоится, возможно, срок Пукачу будет уменьшен. Стратегия защиты Пукача строилась на том, что это было убийство по неосторожности, что преступление было совершено неумышленно. Поэтому защита его будет это доказывать дальше. Для состава преступления необходима субъективная сторона, то есть как субъект относится к объективно произошедшим событиям, если у него умысел, преступен он или нет. Я думаю, что данное дело может дойти и до Европейского суда по правам человека, — подчеркнул политолог. — Пока что никаких непредвиденных ситуаций в деле Пукача нет.
— Если поднимать вопрос о том, как подобное решение суда воспринимается в украинском обществе, то здесь принципиальным моментом является то, что в Украине это не топ-новость. Самый большой резонанс сейчас по делу об убийстве Щербаня и Тимошенко, — отметил Окара.
Напомним, 16 сентября 2000 года журналист Гонгадзе был похищен по дороге с работы домой. 17 сентября по факту его исчезновения было возбуждено уголовное дело, расследование которого взял под свой контроль президент страны Леонид Кучма.
2 ноября 2000 года в Таращанском лесу под Киевом нашли обезглавленное тело, в котором коллеги и родственники опознали пропавшего журналиста. Многочисленные экспертизы подтвердили, что это труп Георгия Гонгадзе.
28 ноября 2000 лидер Социалистической партии Александр Мороз обнародовал в Верховной раде «пленки Мельниченко» — аудиозаписи, якобы тайно сделанные майором президентской охраны Николаем Мельниченко в кабинете президента Украины. На них Кучма обсуждает Гонгадзе как проблему поочередно с главой МВД Юрием Кравченко, генпрокурором Михаилом Потебенько, председателем СБУ Леонидом Деркачом и главой президентской администрации Владимиром Литвиным. Таким образом, фигурантами скандала стали все руководители силовых ведомств Украины. На одной из записей президент приказывает министру Кравченко «разобраться» с неугодным журналистом, а на другой Кравченко отчитывается перед Кучмой о выполненной работе.
Экспертизы аудиозаписей, проведенные в США и Европе, признали подлинность голоса Кучмы. Однако из-за того, что записи Мельниченко производились на цифровой диктофон, эксперты не смогли ни доказать, ни опровергнуть возможность ее последующего монтирования. Украинские власти настаивали на невозможности доказать отсутствие монтажа.