Аппараты Астахова и Титова не вместились в Общественной палате

Уполномоченный по правам ребенка Павел Астахов не оставляет попыток расширить занимаемую в Общественной палате площадь для размещения сотрудников аппарата (он в ОП по закону обеспечивает деятельность омбудсменов), несмотря на то что в 2012 году правительство уже ответило на просьбу отказом. На этот раз секретарь ОП Евгений Велихов, а также омбудсмены Павел Астахов (защищает права детей) и Борис Титов (защищает права предпринимателей) обратились к премьер-министру Дмитрию Медведеву с совместной просьбой предоставить в управление еще одно помещение площадью около 3 тыс. кв. м и даже подобрали подходящее — комплекс правительственных зданий, расположенных по соседству со зданием ОП на Миусской площади. Письмо (есть в распоряжении «Известий») было направлено в Белый дом еще в конце декабря 2012 года, рассказал «Известиям» осведомленный источник.
— В состав Общественной палаты входят 126 членов. В соответствии с регламентом они вправе иметь до пяти помощников на общественных началах. А в соответствии с решением совета ОП для содействия в решении возложенных задач на общественных началах привлекаются консультанты-эксперты. Таким образом, для работы органов ОП желательно 856 рабочих мест, — говорится в тексте обращения.
Нынешние условия работы в помещении общей площадью около 6 тыс. кв. м с учетом обеспечения деятельности аппарата детского омбудсмена Павла Астахова (с 2009 года) и созданного в 2012 году института бизнес-омбудсмена Бориса Титова в ОП считают просто невыносимыми из-за отсутствия необходимого количества рабочих помещений. К примеру, говорится в документе, в 2012 году защитник прав детей Павел Астахов большинство мероприятий «со значительной численностью участников был вынужден проводить вне здания ОП». Даже строительство конференц-зала под крышей особняка (продолжается в настоящее время) не сможет исправить «острую нехватку помещений», утверждается в документе.
Именно поэтому учреждение срочно нуждается в дополнительном здании, где разместятся 50 сотрудников аппарата Астахова и Титова. Там же предполагается обустроить несколько конференц-залов, методический центр по работе с региональными уполномоченными, приемную, а также построить парковку, обосновывают необходимость расширения «жилплощади» авторы письма.
Просьба увеличить число рабочих мест почти до 900 вызвала удивление у нескольких членов палаты, с которыми поговорили «Известия». Создание большого аппарата превращает общественный орган, каким задумывалась ОП, в еще один бюрократический орган. К тому же помощники и консультанты на общественных началах не подразумевают ни рабочего места, ни зарплаты, подчеркнули они.
— Люди имеют наглость считать мертвые души помощников на общественных началах и под них требовать рабочие места, это подрывает сам смысл работы Общественной палаты, — возмущается собеседник «Известий» в ОП на условиях анонимности. — На сегодняшний день это разрастается в огромную хозяйственную империю, у которой есть гаражи, объекты. Самое смешное, что по этим показателям она уже начинает сравниваться с госструктурами, на которые возложены совершенно другие функции.
Изначально планировалось, что аппарат Общественной палаты будет небольшим, напоминает член ОП Ольга Костина.
— На сегодняшний день есть опасение того, что
аппарат зажил своей жизнью. Нам ни разу не удалось добиться публичного
отчета о его расходах. Даже удивительно, что я никогда не видела на сайте
отчеты о годовых расходах, которые приходится государству тратить на
содержание ОП.
Руководитель аппарата Общественной палаты Алина Радченко считает, что увеличение площади необходимо.
— Бывают дни, когда более 2 тыс. человек находится одновременно в Общественной палате. Поэтому совершенно естественно вести речь об увеличении площадей помещения, — сказала Радченко.
Однако, по ее словам, на сколько нужно увеличить число рабочих мест — будут решать в правительстве. Места требуется ровно столько, чтобы можно было организовать работу Общественной палаты, уполномоченных по правам ребенка и предпринимателей, чтобы было где разместиться 126 членам ОП, их помощникам, экспертам и 120 сотрудникам аппарата.
Необходимость отдельного помещения появилась в связи с тем, что Бориса
Титова тоже сажают в Общественную палату, то есть весь его аппарат
должен сесть на голову тем, кто там сидит, говорит Павел Астахов.
— У меня самого сотрудники по
25 часов в сутки работают в кабинетах без окон, в кладовках. Лично я не
пользуюсь своим кабинетом, в нем сидят трое моих сотрудников. Сам я
работаю в поле — в машине, самолете, в детских домах, — подчеркивает он. — Поэтому было
решено обратиться в правительство, поклянчить здание. Что касается
площади здания, я не знаю, сколько запрашивается — 300 там или 3 тыс.
Проси больше — дадут как надо, этот принцип работает.
— Конечно, нужны помещения. Я не готова комментировать количество метров, но то, что нужно помещение, это бесспорно, — соглашается помощник Бориса Титова Татьяна Марченко. — Там проводится огромное количество мероприятий — встреч, семинаров, общественных слушаний.
За последний
год из-за деятельности аппарата Общественной палаты произошли несколько
скандалов. В мае 2012 года «Известия» писали о том,
что детский омбудсмен Павел Астахов предпринял несколько попыток от имени ОП обратиться в правительство, чтобы перевезти аппарат своих
помощников в отдельный особняк, расположенный в районе Старой площади в центре
Москвы. Однако тогда инициативу в правительстве не
поддержали и покупать на бюджетные средства здание под штаб-квартиру омбудсмена
отказались.
Другим поводом для скандала стали строительные работы в здании
самой ОП. Весной 2012 года жители района Миус обратились в администрацию
президента с просьбой остановить финансирование работ. Они утверждали, что
реконструкция здания ОП нанесет ущерб историческому облику Миусской площади,
которая включена в охранную зону. В Общественной палате эти обвинения отвергли,
как и те, что работы ведутся без необходимых разрешений. В аппарате ОП заявили,
что реконструкция необходима для организации конференц-зала в подкровельном
помещении.