Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
В Сочи торжественно открыли памятник погибшим воинам СВО
Мир
Путин поздравил с Днем Победы лидеров стран СНГ, Абхазии и Южной Осетии
Армия
ВС РФ нанесли групповой ответный удар по объектам ВПК на Украине
Спорт
МОК не будет вручать российским атлетам перешедшие им медали Олимпиады
Мир
Захарова указала на осуждение РФ решения Берлина о запрете символики ВОВ
Мир
СМИ узнали о недовольстве лидерами ЕС деятельностью главы Еврокомиссии
Пресс-релизы
Парад Победы на Красной площади 9 Мая на уличных экранах увидят более 50 млн раз
Мир
Премьер Армении Пашинян прибыл с визитом в Москву
Армия
ВС РФ освободили населенные пункты Кисловка и Новокалиново
Авто
Средняя цена автомобиля с пробегом в России снизилась
Общество
В центре Москвы прошел сильный снегопад
Мир
Лукашенко направился с рабочим визитом в Россию
Мир
Президент Румынии Йоханнис пообещал рассмотреть передачу Украине ЗРК Patriot
Армия
На параде Победы в Новосибирске пролетит истребитель И-16 времен ВОВ
Армия
ВКС России получили вторую в 2024 году партию истребителей Су-35С
Мир
Израиль вновь открыл КПП «Керем-Шалом» для доставки гуманитарной помощи
Политика
Лавров заявил о новых попытках «властителей мира» подчинить РФ своим интересам

Вышла книга о самом дискуссионном патриархе РПЦ нового времени

В серии ЖЗЛ попытались разобраться в судьбе Сергия (Страгородского)
0
Вышла книга о самом дискуссионном патриархе РПЦ нового времени
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Динар Шакиров
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Историк Михаил Одинцов, занимавшийся исследованием личности патриарха Сергия (Страгородского) с 1980-х, обобщил свою работу в серии «Жизнь замечательных людей». Это первое полное исследование биографии самого дискуссионного патриарха ХХ века, ведь до сих пор «сергианство» в устах многих остается ругательством.

Жизнь Ивана Николаевича Страгородского (мирское имя патриарха Сергия) прекрасно документирована: в детстве «тройки» по пению и чистописанию, после пострига и окончания Санкт-Петербургской академии — служение в Японии под руководством епископа Николая Касаткина (позднее он причислен к лику святых).

С 1917 года ясность кончается: в 1921 году митрополит Сергий в первый раз посидел в Бутырках — «за клевету на советскую власть». Потом в его Владимирской епархии во время изъятия церковных ценностей толпа верующих вызвала на себя пулеметный огонь в попытке ничего не отдать (несмотря на благословение сдавать неосвященную утварь в помощь голодающим Поволжья). Государству тогда нужно было получить не столько помощь, сколько повод расправиться с церковниками.

С высоты 2010-х годов удобно строить теории, как должны были действовать иерархи в то время. Те же, кто жил тогда, часто не знали, как спасти то, во что верили и что любили. Нужно было сохранить возможность для верующих посещать службы и участвовать в Таинствах. Так, в 1922 году митрополит Сергий публично признал поддержанное властями обновленческое «Высшее церковное управление» каноническим, тем самым разорвав с патриархом Тихоном.

Обновленчество было «проектом» большевиков. Сергий, очевидно, «надеялся перехитрить обновленцев и стоящее за ними ГПУ и постепенно выправить церковный курс в православно-каноническую сторону», пишет исследователь. Однако кончилось все резкой полемикой с обновленцами и публичным покаянием. Эпизод, когда лишенный всех регалий владыка с земными поклонами и словами раскаяния шел через собор Донского монастыря к патриарху, не только сразу запечатлелся в народных преданиях, но и стал серьезным ударом для обновленчества.

Периодически митрополита Сергия сажали: в четвертый раз, например, в 1927 году — за попытку тайно избрать патриарха. Выйдя из тюрьмы, он дописал и опубликовал знаменитую «декларацию» о лояльности СССР, из-за неприятия которой зарубежная Церковь заявила о безблагодатности патриаршей Церкви. Раскол продлился до 2007 года.

В книге воспроизведены дискуссии с оппонентами и аргументы сторонников «декларации». Выясняется, что для самого Сергия доказательством, что большевики — не антихристова власть, было одно: антихристу отмерено по Апокалипсису 3,5 года, а с начала революции прошло уже 10.

Русские эмигранты в основном не приняли тезиса об СССР как гражданской родине, «радости и успехи которой — наши радости и успехи, а неудачи — наши неудачи». Внутри страны епископы, порвавшие общение с митрополитом Сергием, легко могли быть объявлены контрреволюционерами (органы ГПУ арестовали 15 таких архиереев). Кроме того, возникло движение «непоминающих»: часть священнослужителей не порвала с митрополитом Сергием, но прекратила его поминать.

При описании церковных разделений, положения Церкви во время войны и т.п. имя главного героя книги на десятках страниц исчезает. Биография патриарха может стать учебником по истории советского периода.

4 сентября 1943 года Сталин принимает у себя митрополитов Алексия (Симанского), Николая (Ярушевича) и Сергия (Страгородского), разрешая провести Собор. Бывший главой Церкви де-факто уже десятилетия (в должности местоблюстителя патриаршего престола), де-юре Сергий был избран патриархом в 1943 году и пробыл им до своей смерти 15 мая 1944 года.

Описанием похорон книга и кончается — хотя читателя бы не удивила очередная широкая панорама жизни СССР и похоронившей патриарха Церкви.

Комментарии
Прямой эфир