«Трансаэро» проиграла кассацию миноритарию Муталибову

Миноритарий «Трансаэро» Эскерхан Муталибов, обратившийся в Интерпол с просьбой расследовать хищение у него 5% акций авиакомпании, неожиданно выиграл иск против авиакомпании в кассационной инстанции. Об этом сообщил «Известиям» адвокат Муталибова Сергей Яшенко. Оперативный комментарий в «Трансаэро» получить не удалось.
Как уже писали «Известия», в своем заявлении в Центральное бюро Интерпола Муталибов попросил заблокировать счета председателя совета директоров ОАО «АК «Трансаэро» Александра Плешакова, запретить ему въезд в страны ЕС и наложить арест на авиапарк международной авиакомпании, чьи офисы есть в 13 странах мира. Также он попросил возбудить уголовное дело и расследовать, каким образом у него были похищены эти акции. Рыночная стоимость акций составляет сейчас €30,5 млн.
Муталибов уже пытался судиться за свои акции в России, но проиграл в двух инстанциях. По словам адвоката Яшенко, судьи Федерального арбитражного суда Московской области признали незаконным решение двух нижестоящих арбитражных судов, которые отказались рассматривать иск миноритария к «Трансаэро» и реестродержателю (бывший ОАО «Реестр» и нынешний — ЗАО «Компьютершер регистратор»).
— У меня украли акции, я узнал об этом в 2011 году, когда мы решили продать весь семейный бизнес в России, — говорит Эскерхан Муталибов, который уже 18 лет проживает в Великобритании и не был в России с 2003 года. — Обратились в суд, но там нас даже слушать не захотели. Рассмотрели дело за одно заседание, заявили, что я не доказал, что был держателем акций «Трансаэро», к тому же пропущен срок исковой давности.
Судьи даже не запросили в авиакомпании документы, подтверждавшие, что Муталибов действительно владел акциями, и отказались изучить доказательства, представленные его адвокатами.
В кассационной инстанции посчитали, что таким образом были существенно нарушены материальные и процессуальные права Муталибова, отправили дело на новое рассмотрение с требованием запросить в авиакомпании недостающие документы и тщательно их изучить.
— Судьи кассационной инстанции посчитали, что Эскерхан Муталибов все-таки был акционером «Трансаэро» и с историей списания его акций судьям низшей инстанции все-таки придется разобраться, — поясняет «Известиям» адвокат Яшенко.
По словам адвоката Татьяны Морозовой, представители Муталибова пытались сами получить первичные документы, по которым проходило списание акций, «но «Трансаэро» их по какой-то причине скрывает».
— Их не представили ни арбитражному суду, ни Федеральной службе по финансовым рынкам России, за это на «Трансаэро» в ноябре прошлого года был наложен штраф в размере €12 тыс., — говорит Морозова.
Эскерхан Муталибов действительно указывался в квартальных отчетах «Трансаэро» за 2000–2003 годы как владелец 5% акций. Как следует из выписки регистратора ОАО «Орел-Реестр» (сейчас ОАО «Реестр»), Муталибов продал свои акции в марте 2004 года Хамзату Дудуркаеву (в то время — гендиректору «ЛогоВАЗа», близкому знакомому Бориса Березовского). Дудуркаев продал их сотруднику «Трансаэро» Сергею Опарину. Опарин — председателю совета директоров «Трансаэро» Александру Плешакову.
Доля в компании самого Плешакова после этой сделки выросла на те же 5% — с 27,81 до 32,81%. Таким образом, у семьи Плешаковых (Ольги, Александра и его матери Татьяны Анодиной, главы Международного авиационного комитета) оказался в руках контрольный пакет акций авиакомпании. Все сделки прошли в течение года. Хамзат Дудуркаев, якобы купивший акции у Муталибова и потом продавший их Сергею Опарину, сообщил, что никаких денег за акции он тоже не получил.