Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лукашенко назвал его с Путиным делом порядок применения ТЯО России
Общество
Суд в Сыктывкаре заочно арестовал Гарри Каспарова и Геннадия Гудкова
Спорт
Боец Фомичев назвал скорость ключом к сильному удару
Экономика
ФПК презентовала обновленный поезд «Жемчужина Кавказа» с вагоном-спа
Общество
Путин потребовал выплачивать компенсацию за любое утраченное при паводке имущество
Мир
Пентагон сообщил о выделении Украине пакета военной помощи на $1 млрд
Мир
Соцсеть TikTok назвала закон о ее возможном запрете в США неконституционным
Спорт
«Металлург» в третий раз стал обладателем Кубка Гагарина
Мир
Аналитик из США заявил о ненужности для Пекина визита Блинкена в КНР
Мир
Reuters узнало о тайной передаче США ракет ATACMS Украине
Мир
Украинцы призывного возраста не смогут получить паспорта за границей
Мир
Захарова указала на намерения Вашингтона нарастить террористический потенциал Киева
Мир
Эрдоган заявил об отсутствии активных торговых отношений Турции с Израилем
Общество
СМИ сообщили о задержании бывшего первого зампреда правительства Подмосковья
Мир
В Turkish Airlines предложили аннулировать билеты на рейсы из России в Мексику
Общество
Директор «Кукрыниксов» поддержал идею об установке камер возле могилы Горшенёва

Ульрих Зайдль: «Любовь всегда связана с телом»

Претендент на победу в Берлинале-2013 — о том, почему людям не хватает веры, надежды и мудрости
0
Ульрих Зайдль: «Любовь всегда связана с телом»
Фото: REUTERS/Thomas Peter
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

На Берлинском кинофестивале показом фильма «Рай: Надежда» Ульрих  Зайдль завершил  «сборку» трилогии «Рай». С культовым режиссером встретилась обозреватель «Известий».

— Ваша трилогия — масштабный проект, но из-за того, что фильмы показали на разных фестивалях в течение нескольких месяцев, возникает ощущение, что он делался быстро. 

— На самом деле эта трилогия делалась четыре года и мне, конечно, «быстрой» не показалась. Кроме того, напомню, что изначально я хотел сделать единый фильм о трех женщинах: двух сестрах и дочери одной из них, об одном лете в их жизни. Но постепенно замысел изменился, и возникли три самостоятельные картины.

— И во всех трех поиск рая ведется через телесные ощущения. Почему?

— Во-первых, потому что в поисках рая пребывают в моем фильме именно женщины. А для них это означает поиск любви, нежности, сексуальности. Во-вторых, любовь всегда связана с телом. А в основе проблем моих героинь — отношения с собственным телом, которое не отвечает представлениям социума о красоте. На самом деле всё происходящее в трилогии в первую очередь свидетельствует о состоянии нашего общества, о тех стереотипах, которые оно навязывает. Люди с отклонениями от гламурной нормы начинают ощущать свою изоляцию, которая распространяется даже на отношения в семье.

— В России Вера, Надежда, Любовь — это женские имена, и у нас, произнося их, обычно еще добавляют: «и мать их Софья», то есть мудрость. Не хотите ли вы снять четвертый фильм, про мудрость? И есть ли ей место в мире ваших героинь?

— Да, я думаю, что мудрость появляется в их жизни в процессе познания, приобретения опыта. И это происходит во всех трех фильмах.

— Кто из современных режиссеров вам наиболее близок?

— Мне легче ответить на вопрос не про современность, а про то, кто оказал на меня наибольшее влияние, когда я только учился снимать кино. Это в первую очередь Бунюэль — он моя ролевая модель, мое вдохновение. Возможно, сыграло роль и то, что он происходил из очень религиозной католической семьи. Я — тоже.  

— Когда на фестивале в Венеции показали «Веру», там разразился скандал на религиозной почве. Он имел последствия?

— Нет. Во всяком случае, из Ватикана ко мне по поводу этого фильма никто не обращался. И, насколько мне известно, никаких официальных заявлений Ватикан пока не делал.

— Но фильм «Рай: Вера» вышел в прокат в Италии?

— По-моему, нет. Но фильм в Италию продан, еще до показа на фестивале в Венеции. Мы всю трилогию продали на каннском кинорынке.

— Кстати, о Каннах. На фестивале было два фильма под названием «Любовь»: Amour Ханеке, и ваш. О чем вы подумали, когда узнали об этом?

— Я, честно говоря, до последнего момента вообще был не в курсе каннской программы, закончил работу над своим фильмом буквально за пару недель до фестиваля. Когда узнал, что картина Ханеке называется «Любовь», уже было поздно что-то менять. Потом у меня все-таки «Рай: Любовь», а это не одно и то же.

— Вам важно, чтобы аудитория могла отождествлять себя с вашими героями?

— Конечно! Иначе какой смысл делать фильм? А аудитория, как известно, состоит в основном из женщин. И я надеюсь, что в моих фильмах присутствует и женская точка зрения, поскольку моя жена — соавтор сценариев. Я просто показываю героев со всеми их комплексами, страхами, неврозами. Но я их не сужу и уж тем более не осуждаю.

— Расскажите, пожалуйста, как вы работали с юной актрисой, 13-летней девочкой, которая играет главную роль в «Надежде»?

— Я всегда работаю на фильме одновременно и с профессиональными, и с непрофессиональными актерами, так что в этом смысле здесь не было ничего для меня нового. В «Надежде» всех взрослых играют профессиональные актеры, а дети, которые там снимались, впервые работали перед камерой.   

— «Надежда» — это мечта о возможности любви?

— Да, героиня влюбляется во врача, начальника лагеря, и для них обоих любовная история возможна, они оба о ней мечтают. Но в то же время он понимает, что девочка несовершеннолетняя, закон осудит такие отношения, и это разрушает мечту, делает ее несбыточной.  

Трагедия строгого режима

Героиня последней части, «Рай: Надежда», 13-летняя девочка, которая, проводя лето в лагере для детей с лишним весом, влюбляется в главного врача. Это одновременно и смешная детская влюбленность, и взрослое чувство, на которое он (Джозеф Лоренц) готов ответить. Но, как это обычно бывает у Зайделя, представления социума о том, что правильно, а что — нет, вторгаются в поведение героев, мешают истинному проявлению их «я».

Актрису на роль главной героини Зайдль искал в течение 18 месяцев. Нашел Мелани Ленц — активистку школьного драмкружка, имеющую к тому же собственный опыт пребывания в лагерях для желающих похудеть. В результате, режиссер даже назвал свою героиню так же, как зовут актрису, — Мелани.

Фильм начинается почти как комедия типа «Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещен». Но постепенно сквозь забавные ситуации и диалоги проступает настоящая драма людей, имевших несчастье полюбить не ко времени и не к месту. От того, что одному из этих людей 13 лет, а другому — 53 года, чувство не становится менее с серьезным или мучительным. Герои переживают не столько любовь, сколько надежду на любовь, которая не сбывается, превращая комедию в настоящую драму.

Пока что «Рай: Надежда» лидирует в рейтинге критики, который публикует Screen International. У фильма Зайдля — 2 балла. У Хлебникова — 1,8, и столько же — у Гаса Ван Сента. Так что надежда на победу в конкурсе для австрийского режиссера отнюдь не эфемерна.      

Комментарии
Прямой эфир