Ульрих Зайдль: «Любовь всегда связана с телом»

На Берлинском кинофестивале показом фильма «Рай: Надежда» Ульрих Зайдль завершил «сборку» трилогии «Рай». С культовым режиссером встретилась обозреватель «Известий».
— Ваша трилогия — масштабный
проект, но из-за того, что фильмы показали на разных фестивалях в течение нескольких
месяцев, возникает ощущение, что он делался быстро.
— На самом деле эта трилогия
делалась четыре года и мне, конечно, «быстрой» не показалась. Кроме того,
напомню, что изначально я хотел сделать единый фильм о трех женщинах: двух сестрах
и дочери одной из них, об одном лете в их жизни. Но постепенно замысел
изменился, и возникли три самостоятельные картины.
— И во всех трех поиск рая
ведется через телесные ощущения. Почему?
— Во-первых, потому что в
поисках рая пребывают в моем фильме именно женщины. А для них это означает
поиск любви, нежности, сексуальности. Во-вторых, любовь всегда связана с телом.
А в основе проблем моих героинь — отношения с собственным телом, которое не
отвечает представлениям социума о красоте. На самом деле всё происходящее
в трилогии в первую очередь свидетельствует о состоянии нашего общества, о
тех стереотипах, которые оно навязывает. Люди с отклонениями от гламурной нормы
начинают ощущать свою изоляцию, которая распространяется даже на отношения в
семье.
— В России Вера, Надежда, Любовь — это женские имена, и у нас, произнося их, обычно еще добавляют: «и мать их
Софья», то есть мудрость. Не хотите ли вы снять четвертый фильм, про мудрость?
И есть ли ей место в мире ваших героинь?
— Да, я думаю, что мудрость
появляется в их жизни в процессе познания, приобретения опыта. И это происходит
во всех трех фильмах.
— Кто из современных
режиссеров вам наиболее близок?
— Мне легче ответить на
вопрос не про современность, а про то, кто оказал на меня наибольшее влияние,
когда я только учился снимать кино. Это в первую очередь Бунюэль — он моя
ролевая модель, мое вдохновение. Возможно, сыграло роль и то, что он происходил
из очень религиозной католической семьи. Я — тоже.
— Когда на фестивале в Венеции показали
«Веру», там разразился скандал на религиозной почве. Он имел последствия?
— Нет. Во всяком случае, из
Ватикана ко мне по поводу этого фильма никто не обращался. И, насколько мне
известно, никаких официальных заявлений Ватикан пока не делал.
— Но фильм «Рай: Вера» вышел
в прокат в Италии?
— По-моему, нет. Но фильм в
Италию продан, еще до показа на фестивале в Венеции. Мы всю трилогию продали на каннском кинорынке.
— Кстати, о Каннах. На фестивале было два фильма под названием «Любовь»: Amour Ханеке,
и ваш. О чем вы подумали, когда узнали об этом?
— Я, честно говоря, до
последнего момента вообще был не в курсе каннской программы, закончил работу
над своим фильмом буквально за пару недель до фестиваля. Когда узнал, что картина
Ханеке называется «Любовь», уже было поздно что-то менять. Потом у меня все-таки
«Рай: Любовь», а это не одно и то же.
— Вам важно, чтобы аудитория
могла отождествлять себя с вашими героями?
— Конечно! Иначе какой смысл
делать фильм? А аудитория, как известно, состоит в основном из женщин. И я
надеюсь, что в моих фильмах присутствует и женская точка зрения, поскольку моя
жена — соавтор сценариев. Я просто показываю героев со всеми их комплексами,
страхами, неврозами. Но я их не сужу и уж тем более не осуждаю.
— Расскажите, пожалуйста, как
вы работали с юной актрисой, 13-летней девочкой, которая играет главную роль в «Надежде»?
— Я всегда работаю на фильме
одновременно и с профессиональными, и с непрофессиональными актерами, так что в
этом смысле здесь не было ничего для меня нового. В «Надежде» всех взрослых
играют профессиональные актеры, а дети, которые там снимались, впервые
работали перед камерой.
— «Надежда» — это мечта о
возможности любви?
— Да, героиня влюбляется во
врача, начальника лагеря, и для них обоих любовная история возможна, они оба о
ней мечтают. Но в то же время он понимает, что девочка несовершеннолетняя,
закон осудит такие отношения, и это разрушает мечту, делает ее несбыточной.
Трагедия строгого режима
Героиня последней части, «Рай: Надежда», 13-летняя девочка, которая, проводя лето в лагере для детей с лишним весом, влюбляется в главного врача. Это одновременно и смешная детская влюбленность, и взрослое чувство, на которое он (Джозеф Лоренц) готов ответить. Но, как это обычно бывает у Зайделя, представления социума о том, что правильно, а что — нет, вторгаются в поведение героев, мешают истинному проявлению их «я».
Актрису на роль главной
героини Зайдль искал в течение 18 месяцев. Нашел Мелани Ленц — активистку
школьного драмкружка, имеющую к тому же собственный опыт пребывания в лагерях
для желающих похудеть. В результате, режиссер даже назвал свою героиню так же,
как зовут актрису, — Мелани.
Фильм начинается почти как
комедия типа «Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещен». Но постепенно
сквозь забавные ситуации и диалоги проступает настоящая драма людей, имевших
несчастье полюбить не ко времени и не к месту. От того, что одному из этих людей
13 лет, а другому — 53 года, чувство не становится менее с серьезным или
мучительным. Герои переживают не столько
любовь, сколько надежду на любовь, которая не сбывается, превращая комедию в
настоящую драму.
Пока что «Рай: Надежда»
лидирует в рейтинге критики, который публикует Screen International. У фильма Зайдля — 2 балла. У Хлебникова — 1,8, и столько же — у Гаса
Ван Сента. Так что надежда на победу в
конкурсе для австрийского режиссера отнюдь не эфемерна.