Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Мир
Лауреат «Золотой пальмовой ветви» Лоран Канте умер в 63 года
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Происшествия
В Москве 30 человек эвакуировали из шашлычной из-за пожара
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
В отношении депутата Вишневского возбудили дело
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Спорт
Кудряшов победил Робутти в бою новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

«Не знаю Цискаридзе с точки зрения балетмейстерских способностей»

Александр Ширвиндт — о настоящем Дома актера, ситуации в Большом театре и преемственности в театральном мире
0
«Не знаю Цискаридзе с точки зрения балетмейстерских способностей»
Александр Ширвиндт. Фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Центральный дом актера отметил 76-й день рождения традиционным капустником, посвященным на сей раз 150-летию Станиславского. Бессменный член правления Дома актера Александр Ширвиндт рассказал «Известиям» о переменах, произошедших в главном клубе служителей Мельпомены.

— Каким вам видится Дом актера сегодня?

— Сегодняшнее правление Дома актера — это все равно люди эскинского «разлива»: Марк Захаров, Олег Табаков, Юлия Борисова, Вера Васильева, Людмила Максакова, я и так называемая молодежь: Юрий Васильев, Николай Цискаридзе, Федор Добронравов. После смерти Маргоши мы долго не могли найти достойного преемника, пока не возник тандем Игоря Золотовицкого и Александра Жигалкина.

Они выросли под эскинским крылом, будучи совсем молодыми, поэтому нам померещилось, что они одной с нами группы крови. Они действительно болеют за эту мистическую структуру в то время, когда не осталось подобных интеллигентных клубностей. Когда-то все такие дома были местом, где советская интеллигенция могла выпустить пар при тупике свободы и цензуре, царящей в стране. В клубах было особое братство. Во времена перемен все бросились заниматься индивидуальной свободой и забыли о мельпоменовской общности. Только благодаря преданности Маргоши в самые тяжелые моменты, когда дом пытались отобрать, она умудрилась сохранить эту атмосферу.

Как показал ушедший сезон, какая-то жизнь в Доме актера бурлит. Ребята эстафету приняли и бегут. Как это сосуществует с нашей действительностью — сложный вопрос. Я наблюдаю за своими студентами и понимаю, что они другие. Их можно привлечь к участию в мероприятиях в Доме актера, но не могу сказать, что они стремятся туда попасть, живут этим. Они в этом не воспитаны, и это не их вина, а их беда. Все изменилось.

— Между людьми старшего и младшего поколения — пропасть?

— Терпеть не могу разговоры из разряда «ах, в наше время». Я преподаю в Щукинском училище, и многие поколения через меня прошли. Единственное, что меня настораживает, — раскрепощенно-талантливое отрицание нашего поколения. Это нехорошо, потому что совершенно безграмотно.

Недавно я наткнулся на эссе Михаила Булгакова с резко отрицательным отзывом на спектакль Мейерхольда. Новый театр с грязными людьми в синих блузах не понравился Булгакову, он написал: «Мне говорят, что это театр ХХ века, театр будущего. Ну так пусть в будущем и смотрят такой театр, а я не хочу». И это пишет не кто-нибудь, а Булгаков о Мейерхольде. Этот текст мне напоминает сегодняшний момент.

Молодые сегодня темпераментно и талантливо куда-то бросаются, а мы вынуждены стыдливо отмалчиваться или брюзжать, что одинаково стыдно и неправильно.

Мне кажется, прежде чем реформировать, нужно сначала сделать что-нибудь неслучайное, продолжительное во времени. Сейчас ошибочно считают весь репертуарный театр рутинно-советской архаикой. Мы не застрахованы от страшных перегибов, которые закончатся тем, что масса театров рухнет как явление природы. Я не уверен, что это хорошо. Когда нам говорят, что нигде в мире нет такого количества театров, мне хочется ответить: при чем здесь во всем мире, когда мы говорим о себе?

—  Ситуация в Большом театре связана с этой проблемой?

— Чтобы что-то говорить о Большом, нужно знать ситуацию изнутри, а я из другого «ансамбля». Мне кажется, что все, что вокруг этого театра происходит, — обывательское непонимание огромного масштаба этого здания и коллектива. Когда во главе театра стоит такой мощный директор и нет идентичного по силе и таланту художественного руководителя, театр попадает во власть вкусовщины и нервов.

Театр должен иметь творческого лидера, а не способного перманентно существующего руководителя балетной или оперной группы. Когда есть Григорович, Светланов, Хайкин, то понимаешь, что все остальное — это вопрос техники и административного таланта. Когда идет постоянная смена кадров, возникает трагическая ситуация.

— Хорошо знакомый вам по совместной работе в Доме актера Николай Цискаридзе, по-вашему, смог бы занять должность худрука?

— Я не знаю Колю с точки зрения балетмейстерских способностей. Я знаю, что он человек очень умный, талантливый и очень амбициозный. Вообще амбициозность (хорошо это или плохо — не знаю) — сегодня главный атрибут существования. Но амбициозность выигрывает, конечно, при наличии таланта.

— Как относитесь к его высказыванию, что нужно разогнать все руководство Большого театра?

— Разогнать и что?

— Найти новое.

— Разгонять мы все умеем, а вот с новым всегда проблемы. Есть профессиональные параметры. Это должно быть талантливое руководство.

— Несколько дней назад во время вручения премии Союза театральных деятелей «Гвоздь сезона» вам и Театру сатиры досталось от ведущих. Как относитесь к критике в подобном тоне?

— Я сам долгие годы занимался подобным ерничеством с сильной компанией в Доме актера. Замечательно, что Константин Богомолов и Сергей Епишев разбирают по косточкам столичную театральную ситуацию. Но если говорить честно, в капустнике «Хрустального гвоздя» было больше злости, точных формулировок и меньше остроумия. Если бы количество юмора соответствовало количеству иронии и нахальства — было бы замечательно. И еще есть такая черта сценического пребывания, как обаяние. С этим тоже дефицит.

Я впервые был на «Гвозде», и мне показалось, что в структуре церемонии есть некое несоответствие. Существуют призы типа «Золотой малины» или «Серебряной калоши» — там это органично. Если бы конферансом занимались Богомолов и Епишев, а вручением «Гвоздей», например, Калягин — церемония бы от этого выиграла. Из-за того, что они подкалывают награжденных, нивелируются и их заслуги, и работа, проделанная жюри. Артисты ведь какой народ? Помимо г…на они хотят ласки и наград.

Комментарии
Прямой эфир