МИД КНДР назвало Зеленского звездой в написанном США сценарии
Губернатор Воронежской области сообщил о ликвидации четвертого БПЛА над регионом
В Москве заметили захваченную в боях с ВСУ трофейную технику
Минфин США ввел санкции против двух компаний и четырех физлиц из Ирана
Наука и техника
В России построят научные мегаустановки на экспорт
Здоровье
Врач рассказала об опасных для пенсионеров заболеваниях
Эксперт указал на выгоду для оборонных компаний США в выделении помощи Украине
Туризм
Turkish Airlines выпустила памятку для россиян о транзите в Латинскую Америку
Военный эксперт предсказал катастрофу новому возможному контрнаступлению ВСУ
Водитель Lada Priora вылетел из машины при ДТП в Санкт-Петербурге
Погибших в КЧР в результате нападения сотрудников полиции похоронили с почестями
Прозоров рассказал о взысканиях с СБУ за неудавшееся покушение на него
Столтенберг заявил об отсутствии у НАТО планов размещать ядерное оружие в Польше
Посольство РФ в Лондоне назвало помощь Киеву очередной подачкой
Боррель объяснил механизм возможного использования российских активов в Европе
Губернатор Воронежской области сообщил об уничтожении беспилотника в регионе

Алексей Леонов: «Космонавты предупреждали ООН о метеоритной опасности»

Космонавт, первым вышедший в открытый космос, рассказал «Известиям» о челябинском метеорите и уязвимости космических кораблей
Алексей Леонов. Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Голенищев

Алексей Леонов — человек, первым вышедший в открытый космос, — уже давно озабочен созданием системы защиты Земли от метеоритной опасности. Сейчас он надеется, что челябинский метеорит и прохождение на рекордно близком от планеты расстоянии астероида DA14 наконец-то заставят человечество задуматься об исходящей из космоса опасности.

— Как защитить Землю от метеоритной угрозы?

— Необходимо политическое решение. Бросать деньги надо не на игрушки всякие, марсоходы и луноходы — это мы всегда успеем сделать. Нужны средства на защиту от реальной опасности. Мы еще в состоянии возродить нашу ракету-носитель «Энергия», способную доставить на геостационарную орбиту более 100 т груза. Ни у кого, кроме России, таких мощных ракет нет. Она дважды летала в космос, выводила «Буран». Если «Энергию» запустить навстречу небесному телу, движущемуся к Земле, на нем можно установить мощный двигатель или произвести там серию взрывов с целью изменить траекторию полета хотя бы на 10-ю часть градуса. В таком случае астероид минует Землю.

— А почему просто не взорвать метеорит, как в фильме «Армагеддон»?

— Большой метеорит взорвать не удастся, так как нужно слишком много тяжелых зарядов. А если и удастся, то где гарантия, что куски, оставшиеся после взрывов, не упадут на нашу планету и мы не получим несколько метеоритов вместо одного?

— Сделаны ли какие-то шаги для создания системы защиты планеты от небесных тел?

— Ассоциация участников космических полетов, куда входят почти все космонавты мира, в том числе и я, восемь лет назад учредила специальный комитет по изучению метеоритной опасности. Четыре года назад мы написали в ООН письмо, где предупреждаем, что необходимо создать всемирную систему защиты от метеоритной опасности. И что если человечество ничего не будет предпринимать, то дождется катастрофы, сравнимой по мощности с юкатанской или аризонской.

— Какая–то реакция на вашу инициативу была?

— Нет, никакой. Надеюсь, что сейчас, после челябинского события и близкого прохождения астероида DA14, человечество задумается. Знаете, DA14 надо было бы пройти пониже, чтобы небольшая волна коснулась Земли и люди наконец задумались. Это я шучу, конечно, но опасность действительно актуальна.

— Какова вероятность попадания крупного метеорита в Землю?

— Ежесуточно на нашу планету выпадают десятки тонн метеоритов, но большинство из них мы не замечаем, потому что они попадают в Мировой океан. Надо помнить, что Тунгусский метеорит, судя по траектории его движения, вполне мог упасть на Лондон или Петербург. Довольно большое небесное тело может прилететь в любой момент.

— Как защищают космонавтов и космические корабли от метеоритов?

— Защиты, по сути, нет. Орбитальные суда постоянно подвергаются метеоритной бомбардировке. Есть даже такое понятие — деградация солнечной батареи. Из-за попадания мелких камушков керамические панели раскалываются, и за несколько лет батарея практически приходит в негодность. Обшивка самой орбитальной станции — 3 мм фрезерованного дюралюминия — метеорит достаточно большой массы ее прошьет. Задача экипажа — быстро определить место повреждения. Существуют системы поддавливания, подающие в случае разгерметизации дополнительный воздух в отсек, чтобы дать возможность людям эвакуироваться и перекрыть доступ в поврежденный блок. При маленьких повреждениях ставится эластичная заплатка, которую прижимает внутренним давлением.

— Было ли такое, чтобы метеорит прошивал обшивку орбитальной станции?

— Пока не было.

— Когда вы выходили в открытый космос, принималась ли в расчет метеоритная опасность?

— Конечно. Подсчитано, что метеорит должен иметь массу не менее 5 г — в таком случае он может прошить скафандр и убить человека. Вероятность попадания в человека — а площадь поверхности тела около 2 кв. м — раз в 80 лет. Но когда этот раз наступит, никто не знает.