Увидеть «Метро» и уцелеть

Когда-то Андрей (Сергей
Пускепалис, 47 лет), Ирина (Светлана Ходченкова, 30 лет), а также человек,
которого в фильме называют исключительно Константинов (Анатолий
Белый, 40 лет), были сокурсниками.
Теперь Андрей —
высококлассный хирург в районной больнице. Ирина стала его женой и работает в
какой-то фирме, торгующей шампунями, а Константинов исчез на 12 лет, чтобы
вернуться преуспевающим бизнесменом, специалистом по точечной
застройке ЦАО Москвы.
Константинов и Ирина становятся
любовниками, и теперь дама страдает, не понимая, кто ей дороже: любовник или муж. Дочь
Ирины и Андрея, Ксюша, чувствует разлад и очень переживает за папу и маму.
В один ужасный день
Константинов, Андрей и Ксюша совершают такой противоестественный для них поступок, как спуск в метро (спец по застройке бросил машину в пробке, а хирурга на
парковке «запер» сосед), и именно их поезд попадает в страшную катастрофу. Из-за
той самой точечной застройки ЦАО, которой так злоупотребляют Андрей и ему
подобные, произошел обвал грунта и вода хлынула в тоннель метро.
Фильм-катастрофа, как известно, не наш жанр. То ли российское кино боится здесь соперничества с реальностью, то ли само словосочетание намекает на катастрофу в кинематографическом смысле. Так или иначе продюсер Игорь Толстунов и режиссер Антон Мегердичев рискнули и 34 года спустя после знаменитого «Экипажа» ступили на зыбкую, буквально уходящую из-под ног почву.
В фильме, как говорят в таких
случаях, «всё по-взрослому». Качественная, неотличимая он настоящего метро декорация. Многочисленная, хорошо подобранная и увлеченно работающая массовка.
Камера Сергея Астахова, которая летает, ползает, пресмыкается, погружается под
воду, снимая ужас и боль во всех возможных ракурсах. Фирменный энергичный монтаж Мегердичева — как на ринге: удар, еще удар. Горы трупов — внизу, в тоннеле,
и наверху, у выхода из метро. Мечущаяся на поверхности земли Ходченкова.
Компания из ее любовника,
мужа и дочери, а также примкнувших к ним юноши и девушки (Алексей Бардуков и Екаретина Шпица), бомжихи
(Елена Панова) и маленькой рыжей собачки Тявки ищет выход из тоннеля или хотя бы место, где берет сотовый телефон. Хеппи-энд не очевиден: когда отрицательный
герой, циник Константинов говорит, что особо долго спасать их не будут и скоро всё зальют азотом по правилам консервации станций, ему почему-то
веришь.
Что касается человеческих судеб, драм и характеров, они здесь, безусловно, вторичны. Хотя актерский состав первоклассный. Сергей Пускепалис в очередной раз доказывает, что способен вызвать сочувствие даже в образе безнадежно положительного героя. Светлана Ходченкова — что она очень одаренная и техничная артистка. Анатолий Белый, как обычно, убедительно воплощает в себе все новое, буржуазное, далеко не каждому симпатичное.
Но настоящие бенефицианты
этой истории — исполнители второстепенных ролей. Супруга режиссера,
Елена Панова, отринув привычный романтический образ, сыграла спившуюся экс-спортсменку, почти бомжиху и
доказала, что может быть первоклассной характерной актрисой. А Дмитрий Орлов в
роли телеоператора, который снимает хронику трагедии, на мой взгляд, вообще наиболее
убедительный образ фильма. Чувствуются, что эпизоды с группой «Новостей» для
Мегердичева, который родом из телевидения, много значат и ему есть о чем
рассказать зрителю.
Означает ли всё это, что «Метро»
можно смело поставить в ряд голливудских образцов жанра? Всё-таки нет. Потому что многобюджетный заокеанский блокбастер не позволил бы объявить людей разных возрастов сокурсниками. Или подарить путевому обходчику, пожилому «сморчку»-забулдыге, рекламную улыбку в 32 превосходных металлокерамических зуба.
Но это всё по большому счету не так
уж важно: фильм Антона Мегердичева имеет то неоспоримое преимущество,
что он отечественного производства. Это наше метро, наш Центральный округ,
наша точечная застройка, от которой город скоро провалится в тартарары, и наши изнемогающие от трафика улицы, панорама которых так удачно вмонтирована в
фильм.