Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В Кремле указали на усилия России и США в диалоге друг с другом
Армия
Путин заявил о необходимости учитывать опыт СВО при подготовке военных моряков
Мир
Великобритания выделит Украине дополнительные $448 млн военной помощи
Мир
Орбан заявил о подготовке Европы к продолжению конфликта на Украине
Экономика
Порядка 5 млрд рублей предусмотрено для аграриев новых регионов РФ в 2025 году
Мир
Литва закупит за €20 млн боеприпасы для Украины
Мир
Президент Республики Сербской Додик назвал Европу синонимом кризиса
Мир
Глава минобороны ФРГ анонсировал поставку новой партии военной помощи Украине
Мир
Защита Гуцул будет добиваться отмены ограничений для нее
Мир
В Британии заявили о неучастии ЕС в планировании отправки войск на Украину
Армия
ВС РФ поразили предприятия ВПК и инфраструктуру военных аэродромов Украины
Мир
Лавров посоветовал Азии «перетерпеть» Каю Каллас на посту главы евродипломатии
Армия
Путин сообщил о строительстве 49 кораблей в ВМФ РФ за последние пять лет
Общество
Решетников предположил рост турпотока по РФ до 48 млн поездок летом 2025 года
Мир
Сийярто исключил вероятность лишения Венгрии права голоса в ЕС
Мир
МИД РФ назвал целью визита Лаврова в Казахстан подготовку двусторонних мероприятий
Авто
Лукашенко предрек превосходство автопрома РФ и Белоруссии над Mercedes

Хочешь, за окошком скальпы

В фильме «Маньяк» герой Элайджи Вуда не ходит на свидания без охотничьего ножа
120
Хочешь, за окошком скальпы
Кадр из фильма «Маньяк». Фото: kinopoisk.ru
Выделить главное
Вкл
Выкл

В последний раз столь категорический исход зрителей с фильма доводилось наблюдать, пожалуй, лет 15 назад, когда в рамках Московского кинофестиваля (тогда еще проходящего под лозунгом «За гуманизм в киноискусстве, за мир и дружбу между народами») средь бела дня в «Зарядье» запустили невесть как попавший в фестивальную программу трэш-хоррор австралийца Филипа Брофи «Расплавленное тело».

Тот сеанс до сих пор стоит перед глазами: на экране человеческие туловища довольно убедительно превращаются в студень, а в проходах между рядами, будто персонажи компьютерной игры Pac Man, лавируют бабушки, эвакуирующие из зала внучат.

Бегство с премьеры «Маньяка» было ничуть не менее впечатляющим: еще не успели закончиться титры, а юные поклонницы Элайджи Вуда уже снимались целыми рядами и неслись, попискивая, на воздух, закрывая лица подписанными кумиром фотографиями. 

Те же, кто остался, получили возможность полтора часа смотреть на мир глазами героя Вуда Фрэнка, малахольного реставратора антикварных манекенов из Лос-Анджелеса. В том месте, где у нормальных людей хранятся воспоминания о детстве, у него гноится незаживающая рана: малюткой он воспринимал окружающий мир, в основном, из-за дверцы шкафа, пока его мамаша предавалась безудержному разврату с первыми встречными.

Теперь он не ходит на свидания без охотничьего ножа, а коллекция женских скальпов, прибитых к головам манекенов в тайной комнате, полнится на глазах. Быть может, все изменится после того, как Фрэнк встретит художницу Анну (Нора Арнезедер), пробудившую в нем что-то похожее на чувства, а быть может, и нет.

«А я тебя совсем не таким представляла, — простодушно признается Фрэнку одна из его жертв, с которой он познакомился в интернете. — Думала, ты такой жирдяй с черными сальными волосами». Девушка попала в самую точку: именно так выглядел Фрэнк в исполнении Джо Спинелла в оригинальном «Маньяке» Уильяма Лустига 1980 года.

Тогда фильм стал сенсацией, в первую очередь, благодаря работе легендарного мастера по гриму Тома Савини, подошедшего к сценам скальпирования со всем тщанием настоящего профессионала: по свидетельству Стивена Кинга, видевшего фильм на каннском кинорынке, люди выбегали из зала, зажав руками рты. Впрочем, «Маньяка» ценили и за атмосферу: меланхоличную, болезненную, тактильную (похожего эффекта добьется почти четверть века спустя Кроненберг в «Пауке»). Всё это в полной мере присутствует и в римейке.

А радикальная смена заглавного типажа дала в новой версии эффект предельно странный: те, кто не видел оригинального «Маньяка», могут попробовать представить себе, скажем, «Крестного отца», в котором Марлона Брандо заменили на Маколея Калкина, но на убедительности повествования это никоим образом не отразилось. В первую очередь, это формальное упражнение, синефильский постмодерн: «Маньяк» идеально замыкает строй недавних признаний в любви к кинематографу 1980-х, в диапазоне от «Драйва» до «Бомжа с дробовиком».

На чисто физическом уровне ощущается удовольствие, получаемое режиссером Франком Халфуном и оператором Максимом Александром от приемов 30-летней давности, и то упоение, с которым складывает в абсолютно безупречный саундтрек свои синти-роковые ритмы композитор фильма, скрывающийся под псевдонимом Роб (к слову, сейчас в Москве можно посмотреть еще один фильм с его музыкой, французскую ретро-комедию «Любовь на кончиках пальцев»). 

Что до собственно героя вечера, Элайджи Вуда (для которого это, кстати, далеко не первое обращение к жанру ужасов; были и «Факультет» Родригеса, и его же «Город грехов», где герой Вуда едва ли не перещеголял Фрэнка в жестокости и нездоровье), то он не просто хорош, но почти что безупречен. Режиссер фильма-оригинала Уильям Ластиг, имевший возможность наблюдать Вуда на съемочной площадке, признался, что экс-хоббит нагнал на него такой жути, что было грех не вспомнить не только Спинелла, но даже и Энтони Перкинса в хичкоковском «Психозе».

В общем, с какой стороны не посмотри, «Маньяк» оказался преизрядной творческой удачей. Но девочкам всех возрастов лучше просто поверить нам на слово. 

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Пользовательским соглашением