Владимир Толстой: «Надо увеличивать количество экранов в провинции»
Премьер-министр Дмитрий Медведев назначил советника президента РФ Владимира Толстого председателем попечительского совета Фонда кино. Корреспондент «Известий» расспросила Владимира Ильича о новых обязанностях.
— Будет ли сохранена преемственность
в работе фонда и его попечительского совета? Или вы намерены проводить совершенно новую политику?
— Безусловно, будет сохранена. Никаких радикальных преобразований не
предполагается, по крайней мере сразу. Для меня это относительно новая область,
и я на протяжении последнего времени стараюсь проводить консультации с ведущими
представителями киносообщества — продюсерами, режиссерами. Вникаю в
тонкости этого сложного явления, российского кинематографа.
— Как зрителю это явление вам
интересно? Вы ходите в кино? Смотрите российские фильмы?
— Я, конечно, слежу за
процессом. И считаю, что при той финансовой ситуации и той жесткой
конкуренции, которая существует (а в мировой, в первую очередь американский кинематограф ежегодно закачиваются огромные суммы), сам факт ежегодного появления нескольких отечественных картин, которые обсуждают и которые не уступают
американским или европейским, — это большое достижение наших
кинематографистов.
— Что конкретно вам
понравилось за последний год?
— Вот, «Золотого Орла» получил
«Белый тигр» Карена Шахназарова — это фильм
о войне, снятый в классической, привычной нам еще по советскому кино манере, и
в то же время современное прочтение темы. Очень яркая работа. «Духless» — качественное, хорошо снятое, современное с технической
точки зрения кино. Наша задача — добиться, чтобы фильмов такого уровня становилось больше и по возможности они попадали на европейский рынок. Говорить о том, чтобы пробиться на рынок
США, не приходится.
— Ну, все-таки «Елена» Андрея Звягинцева была
хорошо принята в американском прокате, и по системе VOD «Роскино» продало американской компании довольно
большой пакет наших фильмов.
— Я, конечно, говорю именно о
кинотеатральном прокате, и тут «Елена» — приятное исключение, а не правило. Я
за то, чтобы ставить перед собой реальные задачи. И одной из задач фонда вижу
то, чтобы с каждым годом появлялось все больше качественных фильмов, которые
привлекают к себе внимание и нашего и, по возможности, европейского
зрителя.
— Вы назвали фильм «Белый
тигр». Но успеха в прокате у него не было. А перед фондом сейчас стоит задача
поддерживать заточенное под зрительский успех кино.
— Но есть еще Министерство
культуры, которое поддерживает авторское кино и дебюты. Перед фондом эти задачи
прямо не стоят, но уходить от поддержки дебютов нельзя, надо сформировать новое
поколение наших кинематографистов. Будем работать в тесной взаимосвязи с
Минкультом. Конечно, надо увеличивать количество экранов, особенно в провинции. Ведь
когда мы говорим о сборах, это результаты Москвы, Петербурга и
городов-миллионников. А надо, чтобы было выгодно строить киноцентры и в небольших городах тоже.
— В комитете по
культуре Госдумы пройдет круглый стол по вопросу введения квот. Ваша позиция?
— Я, к сожалению, не знаком с
документами, которые будут рассматривать на круглом столе, и к тому же не
смогу на нем присутствовать. Но надеюсь обсудить это с коллегами позже. Что касается
моей личной позиции, я скорее не сторонник квотирования, хотя подобный опыт
в разных странах есть. Надо понять, насколько это работает, но также искать более
рыночные механизмы.