Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В Швейцарии призвали помочь Украине вернуть на родину мужчин призывного возраста
Политика
Шойгу принял участие в совещании Путина с Совбезом в качестве секретаря
Общество
В Смольном наградили людей, спасавших пассажиров из упавшего в Мойку автобуса
Политика
Госдума утвердила все кандидатуры на посты вице-премьеров
Мир
СМИ узнали о разворованных в Польше деньгах на антироссийскую кампанию
Происшествия
Над Белгородской областью уничтожили 16 реактивных снарядов RM-70 Vampire
Политика
В Совфеде прошли консультации по кандидатурам руководителей ФСБ, СВР и Росгвардии
Авто
Бывший завод Mazda в РФ выпустил 1 тыс. машин за восемь месяцев
Мир
Зеленский отправил в отставку первого замглавы СВР Украины Алексеенко
Общество
В Москве плановые отключения горячей воды перенесли на 20 мая
Общество
Кардиохирург рассказал о возможности появления в России госоргана по продвижению ЗОЖ
Мир
Премьер Грузии пообещал одобрение парламентом закона об иноагентах 14 мая
Мир
Столтенберг не увидел смысла в восстановлении Украины в случае ее поражения
Политика
В МИД Ирана объявили об открытии виртуального посольства Палестины
Общество
Гладков пообещал к июлю восстановить 138 поврежденных ВСУ объектов
Мир
В Казахстане суд приговорил Бишимбаева к 24 годам тюрьмы по делу об убийстве жены
Армия
Украинские снаряды и беспилотник сбиты над Белгородской областью

Даниил Дондурей: «Алексей Герман — очиститель советского сознания»

Главный редактор журнала «Искусство кино» — о том, чем уникален дар ушедшего из жизни режиссера
0
Даниил Дондурей: «Алексей Герман — очиститель советского сознания»
Фото: Екатерина Штукина
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

«Известия» попросили главного редактора журнала «Искусство кино» Даниила Дондурея рассказать, почему каждый фильм Алексея Германа-старшего становился событием.

— В чем, на ваш взгляд, заключается неповторимость Алексея Германа?

— Среди множества талантов у Алексея Германа есть уникальный дар — он бесконечный очиститель советского сознания. Это художник, способный снимать всю шелуху с советских мифов — исторических, человеческих. Избавляться от всевозможных фальшаков, пафоса. Может, он получил этот дар от отца, знаменитого советского писателя, но приумножил его многократно. Касается ли это предвоенного или военного времени, как, скажем, в «Проверке на дорогах» и «Двадцати днях без войны», или послевоенного, как в «Хрусталев, машину!», он каким-то генетическим кодом мог очищать советские сказки и архетипы от бесконечных заносов. Он всё это разбирал, как ребенок разбирает машинку, и заново конструировал, как это может делать выдающийся инженер или ученый. Здесь это делал художник. 

— К «живому материалу», актерам, дар очищения тоже приложим? 

— Никто так не очищал актеров от стереотипов, как Герман. Свои лучшие роли именно у Германа сыграли и Ролан Быков, и Людмила Гурченко, и Юрий Цурило. Выдающихся, фантастических актеров он возвращал к их истинному масштабу. Его канон — достоверность, естественность, закодированная в простоте художественная образность. 

— Разрушение стереотипов не может всем нравиться, Германа оценивали по-разному.

— Люди, которым нужны стереотипы, уходят в небытие или в политику. Кто помнит дважды Героя Соцтруда Георгия Маркова, многодесятилетнего председателя Союза писателей? А он сидел за одним столом с руководителями страны. Рядом со смертью Алексея Германа не имеют никакого значения споры вокруг него, как он сам высказывался или что делал как человек. Ты смотришь его произведения — и летаешь. Не имеет значения, что говорят смертные люди, потому что Алексей Герман-старший не в своих высказываниях, а в своих фильмах — бессмертный.

Он — режиссер культовый в высшем смысле слова. Истории ведь не нужны ни деньги, ни указы президента, ни ордена трижды героев. Историю записывают профессионалы и время, а они единодушны в оценке Германа. Это великое достижение национальной духовной культуры.

 — Можно ли сказать, что именно Герман заложил фундамент русского артхауса?

— Артхаусное кино в России растет не только из Германа, это наследие великой русской культуры. Все коммерческие чемпионы последних 20 лет уйдут в небытие, а артхаус, в том числе фильмы Германа, будет вписан в русскую историю. Это основа воспроизводства российских элит, а историю все же движут элиты, 2–3% населения, а не «Уралвагонзавод» с его чудесными рабочими и их прекрасными лидерами.

— Кому предназначены фильмы Германа?

— Чтобы понимать творчество Германа, нужно быть очень чувствительным и художественно развитым человеком. Нужно уметь эмоционально и духовно летать, как герои Шагала. Будем надеяться, что художники это уже умеют, а лучшие сыны Отечества, зрители, тоже умеют и будут уметь это еще несколько поколений. К сожалению, процент таких людей не увеличивается. Но ведь Герман, как и любой классик, передается во времени. Ему все равно, 3%, 30% или 70% способны воспринять его в это 10-летие. Я уверен, что «Зеркало» Андрея Тарковского или «Проверка на дорогах» Алексея Германа соберут в долгой перспективе больше просмотров, чем любая «Наша Russia: Яйца судьбы». Просто это будет длиться 50 лет, а не три уикенда.

— Герман-актер сопоставим с Германом-режиссером?

— Герман-актер сегодня в нашем разговоре не так важен. Важен Герман-автор и Герман-кинематографист, творец, обладающий особым мышлением и особым чувством времени. Никто или почти никто так достоверно, как он, не мог представить нам людей, живших после Сталина — через лица, нюансы, психологию, движение кадра и зрачка. Умер человек масштаба Тарковского или Эйзенштейна, которым Россия может гордиться и который уже вписан в историю, причем никаких рейтингов и голосований не нужно.

Комментарии
Прямой эфир