Геннадия Зюганова усилили количеством замов

Главным событием съезда КПРФ, который прошел в выходные в «Измайлово», стали выборы нового-старого руководства и принятие устава, в очередной раз закрепившего позиции Геннадия Зюганова.
Делегатам выдавали сразу три избирательных бюллетеня — для избрания членов ЦК, кандидатов в члены ЦК и членов Центральной контрольно-ревизионной комиссии.
Если кто был не согласен с предложенными кандидатурами, то в процессе тайного голосования мог удалиться в специальную кабинку и вычеркнуть неугодных. Голосование было настолько тайным, что когда оператор телеканала «Россия» попробовал заснять процедуру регистрации участников и выдачи им списков для голосования, строгая женщина-член избирательной комиссии пригрозила выгнать съемочную группу из зала. Телевизионщикам ничего не оставалось, как довольствоваться общим планом делегатов, сновавших между стойкой регистрации и двумя объемистыми обитыми алым бархатом урнами. По наблюдениям корреспондента «Известий», голосовали делегаты очень дисциплинированно — тех, кто воспользовался своим правом уединиться в кабинке со списками кандидатов, можно было пересчитать по пальцам.
Пока одни выполняли свой партийный долг, другие пользовались случаем постоять рядом с Геннадием Зюгановым, который, опустив свои бюллетени в урну, остановился в центре зала и благодушно взирал на ход голосования, обмениваясь репликами с окружившими его участниками съезда.
На коммунистическое волеизъявление ушло не более получаса. Сопровождаемые шуточками делегатов про карусели и вбросы, урны были отнесены в комнату для подсчетов. Тем временем делегатов попросили вернуться в зал заседаний, где они должны были заслушать и утвердить итоги голосования.
Никаких неожиданностей эти итоги не принесли. Главной новостью можно назвать смену руководства ЦКРК — ее бывший глава Владимир Никитин не вошел в новый состав. Главной причиной он назвал необходимость обновления партийного руководства.
— Центральный контрольный орган сформирован. Он великоват, 45 человек. Я не остался, я просил Геннадия Андреевича меня не рекомендовать на эту должность. Я уже три созыва, мне уже 65 лет, надо обновление сделать. Это работа очень тяжелая, скажем прямо, неблагодарная, — пояснил он «Известиям».
По его мнению, не за горами и уход на покой самого Зюганова.
— Он разумный человек, понимает, что вечно он не может, и его задача сейчас — подготовить команду молодых, чтобы оставить на них партию. В ближайшие четыре года будет переходный период в партии. Будет меняться руководство, как в Китае. Будет обновление, должно уже подойти следующее поколение, лет на 10–15 моложе. Они есть в партии, прошли хорошую школу.
Впрочем, отставка Зюганова оказалась делом очень далекой перспективы. Уже вечером состоялись выборы президиума ЦК. Как и следовало ожидать, Геннадий Зюганов сохранил руководящий пост. Зато обзавелся сразу четырьмя заместителями вместо прежних двух. Первым зампредом ЦК КПРФ остался Иван Мельников. А вот компанию Владимиру Кашину в качестве замов составили первый секретарь московского горкома Валерий Рашкин и секретарь по идеологии Дмитрий Новиков. Среди изменений в составе президиума ЦК — переход туда Владимира Никитина и избрание руководителя фракции КПРФ в Мосгордуме 33-летнего Андрея Клычкова. Избрание последнего призвано продемонстрировать курс на омоложение руководства.
Правда, как объяснил «Известиям» источник в партии, курс на омоложение взят относительный — такой, чтобы не обидеть старые кадры. То есть молодежь приводят в руководство, но старых членов не исключают — руководящие органы просто расширяют.
Например, в президиум ЦК теперь входят не 18, а 20 человек. В ЦК — 180, а не 140, кандидатов в члены ЦК — 114, а не 100, а в ЦКРК — 45 вместо 35 человек.
— В итоге все довольны, — резюмирует собеседник.
Президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов объясняет, что увеличение и численности в руководящих органах, и количества заместителей председателя ЦК — на руку Геннадию Зюганову.
— Увеличение количества замов уменьшает реальный вес каждого из них. Тем более, что один из них — потенциальный преемник — Иван Мельников. Переход же Никитина в президиум также говорит о том, что попытка какого-то противостояния в партийном руководстве авторитету вождя в очередной раз потерпела неудачу.
Избранием президиума и секретарей ЦК завершился XV съезд КПРФ, и к истомившимся от долгого ожидания журналистам вышел новый-старый лидер партии Геннадий Зюганов. В своей речи он всячески подчеркивал магистральное движение Компартии в сторону омоложения кадров. Представляя одного из свежеиспеченных секретарей ЦК, лидер КПРФ похвастался, что тому всего лишь 35 лет. «Мне уже 36, Геннадий Андреевич», — поправил тот. «Нам бы ваши 36», — парировал бессменный председатель ЦК КПРФ. Если бы Зюганову было 36, он бы встретил в качестве лидера партии не то что грядущее столетие Октябрьской революции, но и вековой юбилей Великой Победы, шутили в кулуарах.