В моем спектакле «Новые страдания юного В.» Виктор Сергачёв сыграл маленькую, эпизодическую роль, но именно этот эпизод в итоге оказался одним из самых логичных, продуманным и законченных — во многом благодаря ему.
Я жалею, что из-за стремительных темпов репетиционного процесса и выпуска спектакля у меня было недостаточно времени, чтобы по-хорошему пообщаться с этим человеком — интеллектуалом, сильным актером, замечательным педагогом, у которого действительно многому можно было научиться.
У нас было всего несколько месяцев совместной работы. Я выбрал его на роль профессора художественной школы, который оценивал работы главного героя. Как и все молодые режиссеры, я волновался, как старшее поколение воспримет спектакль, ожидал, что в составе спектакля окажутся ярые противники — просто в силу возрастных и стилевых различий. Внутренне готовился это пережить. А почему, собственно, актер МХТ, который видел в жизни больше режиссеров, чем я людей, должен идти у меня на поводу?
На мое удивление, человек, от которого я ожидал оппозиции моим идеям, стал первым соратником и убежденным сторонником этого спектакля — и во время репетиций, и на премьере, и после нее. В нем была внутренняя актерская интеллигентность: если молодой режиссер может, я сделаю, что он хочет, если не может — я ему помогу.
На репетициях Виктор Николаевич подмечал какие-то недостатки — не для того, чтобы указать мне на недоработки, а просто искренне болея за работу в целом. Причем, говорил очень деликатно, так что его советы хотелось принимать.
В спектакле он делал даже те вещи, которые с точки зрения физической нагрузки ему были неудобны. В силу авторитета он мог мне отказать в этом, но будучи актером в известном смысле самоотверженным в отношении спектакля и общего дела, ни разу об этом не заговорил!
Виктор Сергачёв — из тех настоящих артистов, кто обладает так называемой «старой школой», но всегда, до конца своих дней, открыты новому. Даже если режиссер радикален, они до последнего пытаются найти в его действиях логику. Это редкое качество. Им не все обладают, а большинство обладающих, как правило, его теряют, достигнув определенных успехов. Виктор Николаевич это внутренне театральное чувство такта проявлял до конца.