Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Силы ПВО за ночь сбили 95 украинских БПЛА над регионами России
Армия
Расчеты артиллерии уничтожили миномет и пункты размещения дронов ВСУ в ДНР
Мир
В КНДР испытали новые модифицированные зенитные ракеты
Происшествия
Средства ПВО сбили украинский БПЛА рядом с Курской АЭС
Мир
WP узнала о намерении Пентагона разместить нацгвардию в Чикаго
Мир
Трамп одобрил продажу Украине 3350 ракет на $850 млн
Мир
Yonhap сообщило о пересечении примерно 30 военными КНДР границы с Южной Кореей
Общество
ЛДПР предложила единый стандарт льготного проезда для пенсионеров
Происшествия
В небе над Смоленской областью силами ПВО и ВКС РФ были уничтожены девять БПЛА
Происшествия
Силы ПВО перехватили четыре БПЛА в Кингисеппском районе Ленинградской области
Мир
Норвегия передаст Украине средства ПВО на сумму более $695 млн
Мир
Ливни вызвали сильное наводнение в Мексике
Наука и техника
Глава OpenAI обсудил сделку на £2 млрд по ChatGPT Plus
Общество
В аэропорту Пулково ввели ограничения на полеты самолетов
Спорт
Мария Шарапова была включена в Международный зал теннисной славы
Мир
Несколько сотен фур с фруктами вернули в Армению
Мир
Минпросвещения утвердило перечень обязательных школьных предметов

«Картины Герца Франка открыли новые горизонты мироощущения»

Режиссер Виталий Манский — об ушедшем мэтре отечественной кинодокументалистики
127
Выделить главное
Вкл
Выкл

Невозможно вспомнить, когда я познакомился с Герцем Франком. Мне кажется, что всю мою кинематографическую жизнь он был рядом, даже когда мы не знали лично друг друга. Но общались мы лет 20 точно. 

Не знаю, насколько корректно говорить о нашей дружбе, но я считал его своим другом, всегда с удовольствием принимал у себя дома и бывал у него в гостях. Сейчас я и моя жена помимо всего прочего ощущаем потерю очень близкого и дорогого нам человека.

Фильм «Старше на 10 минут» я каким-то чудом увидел в год создания. Говорю о чуде потому, что я жил в провинциальном советском городе, в котором документальное кино в прокате не шло. Я тогда еще учился в школе. До сих пор помню впечатление, которое этот фильм на меня произвел.

В то время я не думал о документальном кино и не мог предположить, что свяжу с этим видом искусства свою жизнь. Но именно его картина помогла мне принять решение. Советское пропагандистское, лживое, фальшивое, неискреннее документальное кино любить было нельзя. Но был Герц Франк, и я смог поверить, что в этом пространстве можно существовать иначе. Сегодня, когда мы живем во времена определенного отката, Герц Франк дает некую надежду, что можно существовать в любые времена честно, достойно, талантливо, благородно.

Трудно сказать, какие его работы являются наиболее выдающимися. Конечно, это «Высший суд», «Флешбэк». Но мне кажется, что у него все картины выдающиеся, потому что все они открывают новые горизонты — и не только документального кино, но и человеческого мироощущения в пространстве аудиовизуального искусства. Даже в картине «235 миллионов», которая была наиболее советской в его творчестве, мы чувствовали за вполне плакатными кадрами жизненную теплоту. 

Думаю, что в документальном советском кинематографе существуют три имени: Дзига Вертов, Артавазд Пелешян и Герц Франк. Все остальные находятся в знаке тире между ними. Они — вершины, которые формируют само понятие искусства документального кинематографа, три кита, на которых стоит документальное кино.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением, Пользовательским соглашением и Соглашением о конфиденциальности