Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Bloomberg узнало о предложении Трампа выделить $1,01 трлн на нацбезопасность
Общество
Близкие и коллеги корреспондента «Известий» Федорчака почтили его память в Крыму
Мир
Шольц призвал не торопиться с запретом партии «Альтернатива для Германии»
Мир
Принц Гарри проиграл суд по делу о госохране в Великобритании
Мир
Reuters узнало о планах Euroclear выплатить инвесторам €3 млрд из активов РФ
Мир
Трамп предложил отменить выделение $3,5 млрд на переселение мигрантов
Мир
На Западе заподозрили Макрона в попытке повлиять на выборы папы римского
Мир
Экс-премьер Молдавии указал на бездействие Кишинева в условиях кризиса экономики
Мир
Подозреваемую в покушении на экс-главу ячейки «Правого сектора» арестовали
Мир
Мирошник указал на бурную реакцию властей Киева из-за миротворческих инициатив РФ
Общество
СК начал проверку после жалоб на истязание детей в саду в Челябинске
Мир
Трамп намерен лишить Гарвард статуса освобожденного от налогов
Общество
Мещанский суд Москвы возбудил уголовное дело о госизмене в отношении россиянина
Мир
На первомайских демонстрациях в Берлине задержали 73 человека
Армия
Минобороны сообщило об уничтожении 11 украинских катеров в Черном море
Мир
Рубио исключил возвращение Украины к границам 2014 года
Мир
Жители Одессы возложили цветы к Дому профсоюзов в годовщину трагедии

«Картины Герца Франка открыли новые горизонты мироощущения»

Режиссер Виталий Манский — об ушедшем мэтре отечественной кинодокументалистики
0
Выделить главное
Вкл
Выкл

Невозможно вспомнить, когда я познакомился с Герцем Франком. Мне кажется, что всю мою кинематографическую жизнь он был рядом, даже когда мы не знали лично друг друга. Но общались мы лет 20 точно. 

Не знаю, насколько корректно говорить о нашей дружбе, но я считал его своим другом, всегда с удовольствием принимал у себя дома и бывал у него в гостях. Сейчас я и моя жена помимо всего прочего ощущаем потерю очень близкого и дорогого нам человека.

Фильм «Старше на 10 минут» я каким-то чудом увидел в год создания. Говорю о чуде потому, что я жил в провинциальном советском городе, в котором документальное кино в прокате не шло. Я тогда еще учился в школе. До сих пор помню впечатление, которое этот фильм на меня произвел.

В то время я не думал о документальном кино и не мог предположить, что свяжу с этим видом искусства свою жизнь. Но именно его картина помогла мне принять решение. Советское пропагандистское, лживое, фальшивое, неискреннее документальное кино любить было нельзя. Но был Герц Франк, и я смог поверить, что в этом пространстве можно существовать иначе. Сегодня, когда мы живем во времена определенного отката, Герц Франк дает некую надежду, что можно существовать в любые времена честно, достойно, талантливо, благородно.

Трудно сказать, какие его работы являются наиболее выдающимися. Конечно, это «Высший суд», «Флешбэк». Но мне кажется, что у него все картины выдающиеся, потому что все они открывают новые горизонты — и не только документального кино, но и человеческого мироощущения в пространстве аудиовизуального искусства. Даже в картине «235 миллионов», которая была наиболее советской в его творчестве, мы чувствовали за вполне плакатными кадрами жизненную теплоту. 

Думаю, что в документальном советском кинематографе существуют три имени: Дзига Вертов, Артавазд Пелешян и Герц Франк. Все остальные находятся в знаке тире между ними. Они — вершины, которые формируют само понятие искусства документального кинематографа, три кита, на которых стоит документальное кино.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением, Пользовательским соглашением и Соглашением о конфиденциальности