«Я не понимаю, какую стратегию проводит менеджмент «Коммерсанта»
Президент рекламного синдиката Hidalgo Дмитрий Солопов через полгода после ухода с поста главного редактора радиостанции «Коммерсантъ FM» в интервью «Известиям» рассказал, как ему живется без радиостанции, продает ли его компания рекламу в ИД «Коммерсантъ» и планирует ли он возвращаться в медиа.
Уход из «Ъ»
— Ваш преемник Алексей Воробьев проработал чуть менее восьми месяцев в должности главного редактора и сегодня ушел «по соглашению сторон». Вашу команду понемногу «уходят»?
— Насколько я понял, это его решение. Возможно, Алексея что-то не устраивало в работе, возможно, у него появились какие-то предложения... Я давно говорю, что я не понимаю, какую стратегию проводит менеджмент ИД «Коммерсантъ». Но люди там профессиональные, наверное, они какую-то стратегию имеют.
— Как вам без «Коммерсантъ FM» живется?
— Сейчас мне живется значительно спокойнее. Работа в СМИ — это довольно тяжелый труд, особенно это касается информационных СМИ. Я три года трудился сначала на Business FM в роли «крайнего», потом на «Коммерсантъ FM» в такой же роли. Безусловно, я скучаю по новостям, но информационный бизнес непростой, он требует больших нервных затрат. Сейчас для меня время накапливать силы.
— И вернуться в СМИ?
— Да, мне поступают предложения поработать в СМИ, но я пока их не рассматриваю.
— Вы говорите, что были «крайним». Что вы имеете в виду?
— Крайнего — в редакционном смысле. Я отвечал за всю редакционную политику и на Business FM, и на «Коммерсантъ FM», и перед моим непосредственным руководителем, и перед акционером. В той ситуации, которая сложилась вокруг радиостанции прошлым летом, это было весьма неблагодарным делом, требовавшим большого и часто бессмысленного напряжения. Я люблю создавать и достигать результатов, но не люблю тратить время на интриги. Меня всегда угнетала масштабная политическая игра вокруг СМИ. Поэтому я не жалею о решении уйти из «Коммерсанта».
— А какие медиа сегодня самые интересные с точки зрения бизнеса для вас?
— Я обожаю американские медиа, потому что они действительно независимые, они честно зарабатывают себе на жизнь. Они независимы от вдруг проснувшегося акционера. У них всегда есть аргумент: «Ты можешь нас закрыть и всех уволить, но вот прибыль, которую мы приносим». В Америке это осаживает. Я люблю те СМИ, которые недотационны, которые являются бизнесом, я люблю владельцев СМИ, которые относятся к своим СМИ как к бизнесу. И не уважаю владельцев СМИ, которые относятся к медиаактивам как к комоду, как к игрушке, ничего в этом не понимают и в результате становятся, как правило, жертвами людей, которые оказываются рядом и начинают вводить их в заблуждение. Так произошло со многими российскими СМИ в прошлом году. Я считаю, что многие олигархи, у которых оказались под контролем СМИ, относятся к ним как к комоду, кроме Михаила Прохорова.
— Алишер Усманов вмешивался в редакционную политику радиостанции, когда вы ее возглавляли? Часто ли вам звонили с указанием не ставить какие-либо темы, не освещать события, не брать интервью у каких-либо спикеров?
— Я не хочу комментировать эту тему.
— Сейчас рейтинг радиостанции снизился по сравнению с концом 2011 года (по результатам исследования Radio Index). С чем вы это связываете?
— Связано это с двумя причинами. Первая заключается в том, что в целом у населения Москвы несколько упал интерес к информационному жанру. Прошли выборы, прошло протестное движение, и людям просто наскучило слушать новости. Если взять тренды в информационных радиостанциях, то они непрерывно росли. Не бывает непрерывного тренда роста. Рейтинг «Коммерсантъ FM» снизился вместе с рейтингами других новостных радиостанций. Станция сделала несколько более мягкую информационную политику, ушел Стас Кучер из эфира в ежедневном режиме. Это, с моей точки зрения, ослабило интерес публики к продукту. Также радиостанция не проводила осенью 2012-го широкомасштабную промокампанию, что для довольно-таки молодой радиостанции важно.
Новый бизнес
— Рекламный синдикат Hidalgo, который принадлежит вам и Егору Альтману, по-прежнему продает рекламу в издания и на радиостанцию ИД «Коммерсантъ»?
— У нас с «Коммерсантъ FM» и издательским домом остались крайне позитивные отношения. По результатам прошлого года мы были признаны одним из самых крупных партнеров «Коммерсанта» по объему приведенных в издания денег.
— Какую часть рекламных доходов «Коммерсанту» приносит Hidalgo?
— Это коммерческая тайна. Но это значимые доли.
— Когда вы уходили с радиостанции, каково было ее финансовое положение?
— «Коммерсантъ FM» был убыточен, я планировал, что он выйдет на безубыточность по итогам 2012 года, и знал, как это можно сделать. К сожалению, у нового менеджмента, по моим данным, не получилось достигнуть точки безубыточности.
— Ваш уход с радиостанции повлек за собой исход рекламодателей, которые размещались там при посредничестве Hidalgo?
— В основном все наши клиенты продолжают размещаться на радиостанции «Коммерсантъ FM». Но есть клиенты, которые изменили профиль своей деятельности и ушли с радиостанции. Например, Инвестбанк, который отказался от розничной деятельности и ушел в область B2B. Он был крупным рекламодателем радиостанции в прошлом году, был спонсором празднования двухлетия радиостанции. Он ушел. Но глобально ничего не изменилось.
— А для Hidalgo что изменилось с вашим возвращением к операционному управлению деятельностью?
— По результатам 2011 года Hidalgo вошел в топ-10 крупнейших российских рекламных агентств. Наш оборот составил свыше 500 млн рублей. Во второй половине 2012 года мы образовали альянс с Группой компаний «Игроник», которая фокусируется на размещении наружной рекламы. Мы являемся одним из крупнейших байеров по деловой прессе, наш опыт полезен клиентам «Игроника». В свою очередь, нашим клиентам интересна экспертиза наших партнеров в области наружной рекламы. Сотрудничество может перерасти в создание новой компании. Совместный оборот обеих фирм составит в 2012-м около 1,3 млрд рублей. Это сделает альянс одним из самых крупных национальных игроков на рынке рекламы.
— Летом вы анонсировали интернет-проект, которым планировали заняться. Когда вернетесь в медиа?
— Во-первых, в марте мы запускаем интернет-направление Hidalgo, которое затем станет классическим интернет-агентством и будет оказывать услуги по размещению рекламы в интернете. Во-вторых, сейчас я рассматриваю один информационный проект, который, возможно, мы запустим уже к осени. Он будет очень тесно связан с социальными сетями, компактным и технологичным. На рынке проектов подобного этому еще нет. Это будет инфотеймент-проект, он будет веселить публику, которая любит читать новости. Редакцию сделаем очень компактной, в смене будет работать не более пяти человек.
— В качестве кого вы выступите — инвестора, управляющего?
— Определенно я буду опять занимать позицию «крайнего» (смеется). Но и в качестве партнера компании, конечно, тоже, так как мне сейчас неинтересно участвовать в проектах, в которых я не являюсь собственником.
— Соинвесторы уже есть?
— Мы находимся в поиске.
— А они вам нужны? Если вы готовы вложиться сами, а Hidalgo поможет привлечь рекламу?
— Нужны. Если я и мой партнер Егор Альтман будем единственными инвесторами, мы станем экономить деньги. А для стартапа это плохо. В стартапе нужно порой относиться к деньгам легче, чем следовало бы. Поэтому я бы хотел привлечь партнеров.
— А не придется ли вам вернуться к «политическим играм», которые вы не любите?
— Мне конечно придется в них играть, но, может быть, не сразу. В интернете, мне кажется, с этим полегче. И власти, и бизнесмены обращают в первую очередь внимание на ТВ, радиоточку и печатное слово. Интернет привлекает внимание тогда, когда проект набрал большую аудиторию.
— В новый проект пригласите главного редактора «Коммерсантъ FM» Алексея Воробьева?
— На этот проект — нет, он слишком камерный. У меня много планов, места найдутся для всех. И для Леши тоже. Он успешно руководил радиостанцией. С моей точки зрения, под его началом радиостанции удавалось сохранять верность коммерсантовским традициям.