Водочная компания станет «Поставщиком Высочайшего Двора»

Скандально известный петербургский производитель алкоголя «Ливиз» пытается воскресить звание «Поставщик Высочайшего Двора». Компания подала заявку на регистрацию товарного знака «Поставщик Высочайшего Двора и Великокняжеских Дворов» в патентное ведомство.
Под громким брендом планируется выпускать ординарную водку среднего ценового сегмента. По словам генерального директора «Ливиза» Валерия Советова, сотрудники компании сейчас разрабатывают этикетку и бутылку для будущей водки.
Ликеро-водочный завод «Ливиз» был создан в царское время на месте старых винокурен на Синопской набережной в Санкт-Петербурге. Тогда он назывался «Винный склад» и действительно имел статус поставщика двора Его Императорского Величества.
Но такой статус среди производителей алкоголя имела не только эта компания. Его добились производитель коньяков Николай Шустов, водочный фабрикант Петр Смирнов. Поэтому намерение стать эксклюзивным владельцем такого звания даже по одному классу товаров вызывает некоторые вопросы. Всего же поставщиков двора до 1917 года было несколько десятков. Такой статус имели, например, производители швейных машинок Singer, автомобилей «Руссо-Балт» и Mercedes, ювелирный дом Фаберже, Елисеевский гастроном, производители часов Павел Буре, Tissot и Breguet и др.
По мнению адвоката бюро «Князев и партнеры» Игоря Симонова, специализирующегося на вопросах интеллектуальной собственности, если знак будет зарегистрирован, другие бывшие обладатели статуса не смогут указывать его на своей продукции.
— Кто первым подал заявку, будет обладателем, — считает юрист.
Однако в регистрации знака «Ливизу» могут отказать. По мнению патентного поверенного бюро «Патентная экспертиза» Анатолия Павлова, словосочетание «Поставщик Высочайшего Двора» может ввести потребителя в заблуждение, потому что императорского двора уже не существует.
— Кроме того, патентное ведомство может признать, что словосочетание носит хвалебный характер, и отказать в регистрации, — продолжает поверенный.
Словосочетание не вводит потребителя в заблуждение, считает патентный поверенный бюро «Патентика» Елена Дмитренко.
— У потребителя это словосочетание не идентифицируется с конкретным лицом или статусом, это, скорее, общая, образная формулировка, — утверждает Дмитренко. — У некоторых людей сочетание «высочайший двор», безусловно, ассоциируется с нынешним Кремлем. Но это всё на уровне ассоциаций, а значит, оснований для отказа нет.
Исполнительный директор некоммерческого партнерства «РусБренд» Алексей Поповичев считает воскрешение статуса «Поставщик Высочайшего Двора» вызовом рынку в условиях, когда реклама водки запрещена.
— На водочный рынок сейчас трудно внедриться. Выбор водки в России широчайший, но с запретом на ее рекламу возможности для продвижения ограничены только местом на полке. Продаваться водка будет только в случае, если цена, форма бутылки, дизайн этикетки и расположение на полке «зацепят» покупателя непосредственно в магазине, — считает эксперт.
Однако, делать ставку на воскрешение традиций царского времени Поповичев не советует.
— Им придется доказывать потребителю «связь с корнями». Без рекламы деньги на эти цели могут быть попросту потрачены впустую. А реклама запрещена, — считает Поповичев.
В 2006 году ЗАО «Ливиз» оказалось замешано в скандале, связанном с отставкой сенатора от Ненецкого АО Александра Сабадаша. Выяснилось, что сенатор занимается предпринимательской деятельностью, а «Ливиз» — одна из аффилированных с ним компаний. Против завода было возбуждено дело об уклонении от уплаты налогов на сумму 178 млн рублей. В итоге суд признал руководителей предприятия невиновными. Но завод стал банкротом, а его производственные мощности оказались в собственности «дочки» — ООО «Ливиз».