Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Блинкен заявил об отсутствии данных о военных поставках Китая России
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Происшествия
Один человек погиб в результате попадания снаряда в дом в Херсонской области
Культура
Главный приз «Золотой святой Георгий» ММКФ получил фильм «Стыд» Мексики и Катара
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Гуцул сообщила о попытке ее задержания и допроса в аэропорту Кишинева
Спорт
Международная федерация баскетбола продлила отстранение россиян до декабря 2024-го
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Общество
В Ростовской области задержан избивавший граждан 17-летний подросток
Спорт
FIG удалила из правил пять названных в честь российских гимнасток элементов
Мир
СМИ сообщили о переносе Эрдоганом запланированного на 9 мая визита в США
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Культура
Лучшим российским фильмом ММКФ стала картина «Лгунья» режиссера Трофимовой
Мир
На Тайване произошло землетрясение магнитудой 6,1
Мир
Минимум 10 человек погибли в результате пожара в гостинице в Бразилии
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

Шишкин в Цюрихе

Журналист Максим Соколов — о главном недостатке писательского демарша
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

На 17-й год пребывания писателя М.П. Шишкина в Гельветической Конфедерации, где он творил романы в стиле Джойса, — «Характерной особенностью прозы Шишкина являеется своебразное использование хронотопа: полифоническое использование места и времени. Различные линии не только происходят параллельно, но и временные рамки размыты. По определению самого писателя указать рамки действия трудно: «оно происходит всегда и везде». Автор сшивает различные модусы в единый «пазл» и создаёт «роман-ковчег», причём спасение мира происходит через воскрешение языка» — писатель внезапно сломал свой циркуль геометра, надел доспех на рамена и в этом импозантном виде осудил политику российской власти. «Мне как русскому и гражданину России стыдно за то, что происходит в моей стране… Страна, где власть захватил коррумпированный криминальный режим, где государство представляет собой воровскую пирамиду, где выборы превращены в фарс, где суды обслуживают власть, а не закон, где есть политические заключенные, где государственное телевидение занимается проституцией, где кучка самозванцев принимает безумные законы, возвращающие нас всех в средневековье, — такая страна не может быть моей Россией».

М.П. Шишкин в своем безусловном праве сурово клеймить Россию хоть из Цюриха, хоть из Урюпинска. Точно так же, как это вправе делать нимало не увенчанный лаврами Ив. Ив. Пупкин — и тоже из любой географической точки. Свобода мнений превыше всего.

Но вопрос не столько о само собой разумеющемся праве на проклятия, сколько об эффекте, произведенном проклятиями, об их действенности.

Выступление писателя-лауреата — желал он того или не желал — поневоле сравнивается со сходными выступлениями других знаменитых писателей. «Не могу молчать» гр. Л.Н. Толстого, «Я обвиняю» Э. Золя, «Жить не по лжи» А.И. Солженицына, письмо Белинского Гоголю, распространяемое в списках. С самими текстами можно соглашаться или не соглашаться, но современники хорошо знали их авторов и их творчество. И сами авторы ставили на кон весь сонм героев и мыслей своих предшествующих произведений. Толстой неявно — но действенно — говорил от имени и Пьера Безухова, и Андрея Болконского, и Константина Левина. Когда за знаменитым писателем стоит вся персоносфера, весь строй его книг, это крайне усиливает воззвание.

В нашем случае дело обстояло иначе. Основной вопрос аудитории (причем не 140-миллионной, а целевой, достаточно образованной) был «А кто таков Шишкин?». Случай, сильно отличный от толстовского или солженицынского. Да, конечно, в 1958 году, когда партия поздравляла Пастернака с Нобелевской премией, 19-летний таксист делился новостями литературно-общественной жизни с Л.К Чуковской: «Читали, гражданочка? Один писатель, Пастер, кажется, фамилие, продался зарубежным врагам и написал такую книгу, что ненавидит советский народ. Миллион долларов получил. Ест наш хлеб, а нам же гадит». Но то — 19-летний, но то — таксист. Обсуждение творчества М.П. Шишкина с водителем шахид-такси сегодня дало бы еще более удручающий результат. Тогда как сколь-нибудь образованная аудитория — и немаленькая — прекрасно знала, кто такой Пастернак. Опять же Пастернаку принадлежат строки «Что же сделал я за пакость, // Я, убийца и злодей? // Я весь мир заставил плакать // Над красой земли моей». М.П. Шишкин не заставил, да и вряд ли мог. Хронотоп и пазл не для того придуманы. И персоносфера за воззванием — ну не стоит.

В общем-то это беда, но не фатальная. За М.П. Шишкиным никто не стоит, но мнение частного лица М.П. Шишкина тоже может быть важно и интересно. Тем более что, согласно общему мнению критиков, М.П. Шишкин — выдающийся стилист.

Но главная беда в том, что это свое качество автор выступления искусно скрыл. Текст с отрясанием праха написал невыносимо штампованным языком великих стилистов «Новой газеты» и «Эха Москвы». Сатирикер В.А. Шендерович, хоть он и не Джойс нашего времени, но написал бы лучше.

В отличие от других писательских судеб , когда «кончается искусство и дышат почва и судьба», здесь искусство не может кончиться, потому что не начиналось, почва и судьба от дежурных ругательств тоже не дышат. Впрочем — je fini comme je commence— имеет полное право. Цюрих ничуть не хуже Урюпинска.

Комментарии
Прямой эфир